Урок 14.09.2022
Четырнадцатое сентября
Классная работа
Урок развития речи 1. Д. И. Фонвизин «Недоросль». Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос
Основное содержание урока
Повторение основных литературоведческих понятий, связанных с анализом комедии классицизма. Составление плана и письменный ответ на один из проблемных вопросов: Какие черты поэтики классицизма проявились в комедии «Недоросль»? Против чего направлена сатира автора комедии «Недоросль»? Как характеризует героев комедии «Недоросль» их речь (на примере одного из героев)? Почему в комедии «Недоросль» так актуальна тема воспитания?
I. Повторение основных литературоведческих понятий, связанных с анализом комедии классицизма
Беседа:
Дайте определение понятий: классицизм, правило трёх единств, трёхчленное развитие сюжета, высокие и низкие жанры, драма, комическое, комедия, сатира, закон несоответствия в комическом, принципы русского классицизма.
II. Составление плана и письменный ответ на один из проблемных вопросов
Тема 1. Какие черты поэтики классицизма проявились в комедии «Недоросль»? (Работа с таблицей «Основные правила классицизма в драме».)
ТАБЛИЦА |
|
Вопросы |
Пункты плана |
1. Почему автор обратился к жанру комедии? |
Комедия как средство разрешения противоречия между личностью и государством |
2. Как проявилась в пьесе идея гражданственности? |
Приоритет государственных интересов над интересами отдельной личности |
3. Какова главная тема комедии «Недоросль»? |
Воспитание дворянина — главная задача просвещённого века |
4. Какие черты классицизма отразились в комедии «Недоросль»? |
Черты классицизма в пьесе «Недоросль»: |
5. Как характеризует героев комедии их речь? |
Речь героев комедии «Недоросль» как средство их характеристики |
6. Какие черты русского классицизма отразились в комедии? |
Черты русского классицизма в комедии «Недоросль» |
Тема 2. Против чего направлена сатира автора комедии «Недоросль»?
ТАБЛИЦА |
|
Вопросы |
Пункты плана |
1. Что такое сатирическое произведение? |
Комедия «Недоросль» как сатирическое произведение |
2. Какую цель преследовал автор в пьесе «Недоросль»? |
«Недоросль» как комедия классицизма |
3. Каковы объекты сатирического изображения в комедии «Недоросль»? |
Объекты сатирического изображения: |
4. Какова гражданская позиция автора? |
Гражданская позиция автора комедии «Недоросль» |
Тема 3. Как характеризует героев комедии «Недоросль» их речь (на примере одного из героев)?
ТАБЛИЦА |
|
Вопросы |
Пункты плана |
1. Каково значение речи героев в драматическом произведении? |
Значение речи героев в драматическом произведении: |
2. Какая лексика преобладает в речи героя? |
Своеобразие лексики в речи героя комедии классицизма |
3. Какие синтаксические конструкции и интонации преобладают в речи героя? |
Роль синтаксических конструкций и интонаций в речи героя комедии классицизма |
4. Какова роль речевых характеристик героев? |
Речь героев комедии «Недоросль» как средство их характеристики |
Тема 4. Почему в комедии «Недоросль» так актуальна тема воспитания?
ТАБЛИЦА |
|
Вопросы |
Пункты плана |
1. Какова главная тема комедии «Недоросль»? |
Тема воспитания — главная тема комедии «Недоросль» |
2. Почему автора волновала проблема воспитания дворянина? |
Проблема правильного воспитания молодого дворянина в комедии «Недоросль» |
3. Почему вопросы воспитания молодёжи определили тему и проблему комедии? |
Вопросы воспитания — характерная черта комедии классицизма: |
4. В чём актуальность проблемы воспитания для современности? |
Вечные проблемы в комедии «Недоросль». |
Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы.
Устные ответы на отдельные пункты планов.
Оформление письменных ответов на проблемные вопросы может быть завершено дома.
III. Домашнее задание
Завершить оформление письменного ответа на проблемный вопрос.