дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

Урок 09.09.2022

                                                                   Девятое сентября

                                                                   Классная работа

                                Проблема воспитания в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

I. Беседа.

- Комедия называется "Недоросль". А что значит это слово?

а) В XVIII веке в России, молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший еще на госу­дарственную службу.

б) Глуповатый юноша-недоучка (разг., ироническое).

-Какой вывод мы можем сделать, исходя из названия комедии?

В комедии речь идет о дворянине, не достигшем совершенно­летия. Сегодня мы поговоримо Митрофане, недоросле, сыне госпожи Простаковой.

II. Работа с текстом.

1)Чтение в лицах (сцены "Урок Митрофана", действие III, явление 7).

2) Чтение в лицах сцены "На экзамене у Стародума".

III. Беседа.

-         Каким представляется вам Митрофан по данным сценам?

(Круг­лый невежда, и невежа, избалованный маменькин сынок, грубый эгоист с задатками крепостника-тирана).

- А каким видит Митрофана госпожа Простакова? (Совсем другим: умным, резвым, самым лучшим).

- Почему так происходит?

1) Она слепо любит своего сына;

2) Он во многом повторяет свою мать.

- Простакова и ее брат Скотинин во многом похожи друг на друга. А как воспитывались они? (Их отец то же был деспотом и неучем, он говорил: "Прокляну ребенка, который что-нибудь пе­реймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, который чему-либо учиться захочет").

- Какой вывод можно сделать?

(Дурное воспитание дает свои плоды).

-Покажите на примере Митрофана и его матери, госпожи Простаковой, что это действительно так. (После того, как Простакову лишили права управлять имением, Митрофан отталкивает свою мать, для которой в тот момент он был единственной надеждой).

IV.Подведение итогов урока.

Oсновное место в комедии отводится проблеме воспита­ния человека. При таком воспитании, которое получили Митрофан, госпожа Простакова, Скотинин и т.д. дворяне не могут быть достойными людьми, истинными патриотами своей Родины.

V. Домашнее задание.

1.Подумать, над вопросом: "Какие проблемы решает Фонвизин в комедии "Недоросль"?

2.Сравнить сцены "Урок Митрофана" и "Советы Стародума".

Какова позиция Стародума, его лексика и интонации по сравнению с Митрофаном.

3. Выписать в тетрадь афоризмы Стародума.