Урок 09.09.2022
Девятое сентября
Классная работа
Проблема воспитания в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"
I. Беседа.
- Комедия называется "Недоросль". А что значит это слово?
а) В XVIII веке в России, молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший еще на государственную службу.
б) Глуповатый юноша-недоучка (разг., ироническое).
-Какой вывод мы можем сделать, исходя из названия комедии?
В комедии речь идет о дворянине, не достигшем совершеннолетия. Сегодня мы поговоримо Митрофане, недоросле, сыне госпожи Простаковой.
II. Работа с текстом.
1)Чтение в лицах (сцены "Урок Митрофана", действие III, явление 7).
2) Чтение в лицах сцены "На экзамене у Стародума".
III. Беседа.
- Каким представляется вам Митрофан по данным сценам?
(Круглый невежда, и невежа, избалованный маменькин сынок, грубый эгоист с задатками крепостника-тирана).
- А каким видит Митрофана госпожа Простакова? (Совсем другим: умным, резвым, самым лучшим).
- Почему так происходит?
1) Она слепо любит своего сына;
2) Он во многом повторяет свою мать.
- Простакова и ее брат Скотинин во многом похожи друг на друга. А как воспитывались они? (Их отец то же был деспотом и неучем, он говорил: "Прокляну ребенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, который чему-либо учиться захочет").
- Какой вывод можно сделать?
(Дурное воспитание дает свои плоды).
-Покажите на примере Митрофана и его матери, госпожи Простаковой, что это действительно так. (После того, как Простакову лишили права управлять имением, Митрофан отталкивает свою мать, для которой в тот момент он был единственной надеждой).
IV.Подведение итогов урока.
Oсновное место в комедии отводится проблеме воспитания человека. При таком воспитании, которое получили Митрофан, госпожа Простакова, Скотинин и т.д. дворяне не могут быть достойными людьми, истинными патриотами своей Родины.
V. Домашнее задание.
1.Подумать, над вопросом: "Какие проблемы решает Фонвизин в комедии "Недоросль"?
2.Сравнить сцены "Урок Митрофана" и "Советы Стародума".
Какова позиция Стародума, его лексика и интонации по сравнению с Митрофаном.
3. Выписать в тетрадь афоризмы Стародума.