дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

Урок 07.09.2022

                                                              Седьмое сентября

                                                                Классная работа

               Литература XVIII века. Денис Иванович Фонвизин. Комедия «Недоросль»

I.            Посмотрите видеоурок https://youtu.be/6S4EWKUGJ40.

II.            «Недоросль»: просветительские идеи и русская литература. Комментированное чтение афиши и первого действия

1.     Работа со статьёй учебника

Прочитать эпиграф. В чём патриотизм, служение Родине писателя с точки зрения Фонвизина?

Какова роль писателя в XVIII веке?

Почему Фонвизин хорошо знал придворную жизнь?

Как выглядит идеальное государство, с точки зрения просветителей? (“Мы обязаны повиноваться и покоряться всякому, без исключения, государю, так как он имеет на это бесспорное право; но уважать и любить мы должны лишь его добродетели” — Мишель Монтень.)

Почему Фонвизин выбирает драматургию?

Почему любимый жанр Фонвизина — комедия?

Вершина творчества драматурга — «Недоросль» (1782)

2.     Законспектируйте с. 41 – 43 учебника.

3.     Вступительное слово учителя

Связь творчества драматурга с исторической обстановкой, с общественной и художественной мыслью 70–80-х годов.

Одним из первых Фонвизин затронул тему крепостничества — основы современного ему социального строя. Он считал неограниченную власть помещиков над крестьянами большим общественным злом, которое может привести дворянское государство “на самый край конечного разрушения и гибели”.

4.     Вспомните особенности драматических произведений

ДРАМА (от греческого — действие, действо) — один из основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и лирикой). Пишется в диалогической форме и, как правило, предназначается для постановки на сцене; основа драмы — действие. Воспроизводит прежде всего внешний по отношению к автору мир. Для драматических произведений характерны остроконфликтные ситуации, властно побуждающие персонажей к словесно-физическим действиям.

КОМЕДИЯ — драматический жанр, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.

Особенности композиции пьес XVIII века — подчинение композиции сценического произведения правилу трёх единств.

События происходят в течение одних суток и в одном месте — захолустной барской усадьбе, в доме помещицы Простаковой.

Кто для вас главный герой пьесы?

Простакова — пьеса о её судьбе. Софья — причина соперничества Митрофана, Скотинина, Милона. Стародум— от его мнения всё зависит. Митрофан — ведь пьеса названа «Недоросль».

5.     Работа с названием (комментарий учителя)

По установленному при Петре I и императрице Анне Иоанновне порядку каждый семилетний мальчик-дворянин был обязан явиться в Герольдмейстерскую школу-контору Сената, сказать, сколько ему лет, чему он учился, где служили его родители, предки, сколько крепостных душ у его родителей. Затем “недоросля”, как называли тогда мальчиков, отпускали домой. Через пять лет, на “втором смотре”, ребёнок должен был уже уметь читать и писать. После этого его отправляли на военную или гражданскую службу, разрешая оставаться дома только в том случае, если родители обязывались обучать сына иностранному языку, арифметике, Закону Божьему. В пятнадцать лет юноша являлся на новый смотр, и его либо определяли в учебное заведение, либо брали подписку, что он выучится географии, истории и военно-инженерному делу.

6.     Работа с афишей

Комментированное чтение афиши. Говорящие фамилии.

Развитие драматического конфликта. Какова расстановка сил в пьесе?

Простаковым–Скотинину, невежественным отсталым помещикам-крепостникам, противопоставлены дворянские интеллигенты Софья, Стародум, Милон, Правдин. (Кто кому кем приходится?)

Каковы цели и стремления у той и другой группы?

Корыстные стяжатели противопоставлены желающим справедливости, убеждённым противникам “злонравных невежд”, образованным и гуманным людям.

Каким, исходя из этого, вы представляете возникший между ними конфликт?

Комментированное чтение и анализ первого действия

Ничто так не терзало моё сердце, как невинность в руках коварства. Никогда не бывал я так собою доволен, как если случалось из рук вырвать добычу от порока. (Стародум)

7.     Чтение сцен и диалогов первого акта. Беседа

Как раскрываются в первых сценах характеры супругов Простаковых, Митрофана, Скотинина? Как они ведут себя, какова их речь?

Примерка кафтана (явл. 1–3). Варварское отношение Простаковой к крепостным слугам, её властолюбие и деспотизм.

Тема барского произвола — главная в пьесе. (Пьеса начинается сценой с портным Тришкой, над которым измывается “госпожа бесчеловечная”.)

Митрофанушка... матушкин сынок, а не батюшкин” (явл. 4). Митрофанушка — избалованный и бессовестный “маменькин сынок”.

Замыслы Простаковой и Скотинина” (явл. 5).

Скотинин — тупой грубиян, жестокий помещик, озабоченный предстоящим “сговором” с Софьей.

Диалог Простаковой и Скотинина характеризует их как жестоких крепостников. “С тех пор, как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уж содрать не можем. Такая беда!” (Простакова жалуется братцу.)

Корысть, стяжательство, нажива — им подчинено поведение Простаковых и Скотинина.

Крепостное право, считает Фонвизин, не только крестьян доводит до положения безропотных рабов, но и помещиков оглупляет.

Почему хочет жениться Скотинин? “Девчонка” нравится? Нет, нужны её “деревеньки”, в которых водятся свиньи: Скотинину до них “смертная охота”.

Итак, ЭКСПОЗИЦИЯ пьесы — знакомство с героями состоялось.

Почему Простакова вначале ничего не имела против женитьбы брата на Софье? (Считала её бесприданницей.)

Простакова меняет свои планы (явл. 6)

Почему она меняет свои планы? (Узнаёт, что та наследница богатого дяди, Стародума.)

В чём комизм её поведения? (Несоответствие: свой вымысел желает считать правдой, правду представляет вымыслом.)

Что интересное узнаем мы о Простаковой? (Не умеет читать.)

Именно с этого события начинает развиваться драматический конфликт — это ЗАВЯЗКА пьесы. И кажется, что ничего уже не поможет Софье.

Соотношение сил меняется не в пользу Простаковых–Скотинина (явл. 8).

Какое событие меняет соотношение сил? (В деревню на постой пришли солдаты, во главе их офицер Милон, жених Софьи.Он приятель и единомышленник Правдина, убеждённого противника “злонравных невежд”.)

III.            Домашнее задание. 1. Повторить биографию.

                                         2. Прочитать комедию.