дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

Разговоры о важном 19.09.2022

                         ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 8-9 классов по теме

                                      «Невозможное сегодня станет возможным завтра»

                                                              (К.Э. Циолковский)

                        

                                                                          Здравствуйте, друзья!

                       Наша встреча посвящена 165-летию со дна рождения К.Э. Циолковского.

 Часть 1.

- Ребята, кто из вас не любит фантазировать? Думаю, что таковых нет. Человеку свойственно думать, надеяться, мечтать о чем-то высоком, порой несбыточном. Особую тайну для человечества заключает в себе небосвод с яркими, порой угасающими и падающим звездами. Тайна звезд всегда волновала людей, вот как об этом писал Сергей Есенин:

Звездочки ясные, звезды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете?

Звезды, таящие мысли глубокие,

Силой какою вы душу пленяете?

Не одно поколение задавало себе вопросы:

Как они загораются,

Стужу гоня с планет?

Чем они остужаются?

Как погасить их свет?

- Задавались ли вы такими вопросами? Выскажите свое суждение.

- Как называется наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, структуру, происхождение и развитие небесных тел (планет, звёзд, астероидов и т. д.) и систем?

 

                                                       https://razgovor.edsoo.ru/video/381/

   Астрономия – это наука, которая занимается изучением Вселенной, а точнее всеми процессами, происходящими в ней. Ее название состоит из двух греческих слов – «астрон» - светило (звезда) и «номос» - закон. Астрономия является одной из древнейших наук во всем мире. Она возникла несколько тысячелетий назад в результате практических потребностей человечества. Уже в древнем Вавилоне, Китае и Египте использовали первые знания науки для ориентирования по сторонам света и для измерения времени. Сам термин «астрономия» появился благодаря таким ученым, как Пифагор и Гиппарх еще в III-II в. до н.э.

- Ребята, вспомните планеты солнечной системы. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун). Подумайте, почему они так названы.

-Действительно, кроме планеты Земля, названия планет Солнечной системы имеют мифологическое происхождение, что естественно, так как первые шесть планет нашей звездной системы изучались еще астрономами античности, и особенно в этом преуспели древние греки и римляне. Они-то и давали имена небесным телам в честь своих богов. Открытые уже в Новое время шестую и седьмую планеты было решено назвать, не изменяя традициям.

Часть 2.

- Увлечение звездами, космосом становилось смыслом жизни многих людей, которые могли сказать о себе: Фантазия? Пусть! Я знаю! – и продолжать свое дело. Одним из них был Константин Эдуардович Циолковский основоположник ракетодинамики и теоретической космонавтики, человек, опередивший свое время.

 

                                                  https://razgovor.edsoo.ru/video/381/

 

https://rutube.ru/video/private/a08f6d8f3c7e9701d7aa104e3e888312/?p=YvdxLy7Lr36gAQvxCB-Xmg.

   Русский учёный-самоучка, разрабатывавший теоретические вопросы космонавтики, мыслитель, занимавшийся философскими проблемами освоения космоса, пламенный пропагандист, педагог, персональный

пенсионер Советского Союза и орденоносец – и все это о нем, о Константине Эдуардовиче Циолковском. С детства, на протяжении своих 78 лет ученый болел космосом, идеей освоения космического пространства. Циолковский опубликовал за свою жизнь 148 работ (большей частью статей и небольших брошюр), в архиве сохранилось более 600 неопубликованных рукописей. Несмотря на то, что Циолковский жил в Калуге, вдали от научных центров, не владел ни одним иностранным языком, он вел большую переписку с зарубежными учеными, стремился распространять свои труды, заботясь не столько о своем приоритете, сколько о приоритете своей Родины. В 1909 –1911 гг. ученому удалось запатентовать изобретение дирижабля в девяти странах: России, Германии, Франции, Бельгии, Австрии, Италии, Швеции, США и Великобритании.

- Талантливый изобретатель Циолковский сделал ряд научных открытий в области ракетостроения и полетов в космос. Благодаря открытиям ученого через 22 года после его ухода из жизни был запущен первый советский

спутник.

Часть 3.

Игра «Что? Где? Когда?».

К каждому утверждению даны четыре ответа. Ваша задача – выбрать правильный ответ (ответы – их может быть несколько) .

1.     Циолковский предложил :

использовать старт ракет с наклонного уровня

новый способ вязания

теорию реактивного движения

новый способ крепления коньков

 

2.     Циолковский создал изобретения:

в своей квартире первую в России аэродинамическую лабораторию

прототип первой аэродинамической трубы

холодильник

модель дирижабля

3.     Циолковский предвосхитил появление:

летательного аппарата

подводной лодки

многоступенчатой ракеты

кораблей на воздушной подушке

4.     Циолковский написал:

 «Человек-амфибия»

«На Луне»

«Грёзы о Земле и небе»

«Вне Земли»

5.     В каком городе жил Циолковский?

Москва

Королёв

Калуга

Самара

6.     Какое изобретение Циолковскому удалось запатентовать в 9 странах?

Дирижабль

Подводную лодку

Космический корабль

Холодильник

7.     Что именно Циолковский считал своим главным достижением?

космическую философию

модель дирижабля

участие в создании фильма

аэродинамическую лабораторию

4.  Заключение. Рефлексия. Творческое задание.

- Согласны ли вы, что слова К.Э. Циолковского стали пророческими: «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а

затем завоюет себе все околосолнечное пространство». Насколько сбылись

предсказания ученого?

   По итогам нашего занятия предлагаю вам познакомиться с проектами, посвященными 165-летию со дня рождения К.Э. Циолковского, на сайте Государственного музея истории космонавтики в Калуге и рассказать о них своим одноклассникам. Можно сделать презентацию по проектам.

5. Итоговое слово учителя

   Великие мечтатели! Ими движется мир и эволюция. Без таких людей, как К.Э. Циолковский, возможно, и освоение космоса не было бы столь успешным. Поэтические строки Михаила Дудина в полной мере можно

отнести к жизненному подвигу нашего соотечественника и великого мечтателя Циолковского.

Икары гибнут на лету,

Но через гибели удары

Всё дальше дерзкую мечту

Несут крылатые Икары.

Встречая гибель грудью в грудь

И презирая пораженья,

Они прокладывают путь

Через земное притяженье.

Их души подвигом живут

До предпоследнего усилья,

И к звёздам мужество зовут

Пространством сломанные крылья.

Как звёзды, светят имена

Героев, чьи пути прекрасны.

Глухой Вселенной времена

Над дерзким мужеством не властны.

                       

                            https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-89-presentation.pdf.