Урок 16.01.23
16.01.23
Классная работа
Тема Твои права и обязанности
Конспект
Люди на Земле появились тысячи лет назад. Одновременно с ними появились главные вопросы:
· Что люди могут делать и чего не могут?
· Что они обязаны делать и чего не обязаны?
· На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной хаос.
Ответы на эти вопросы нашли свое отображение во Всеобщей декларации прав человека.
Ребенок – тоже человек, но с особыми специфическими условиями жизнедеятельности. Со временем люди поняли, что ребенок нуждается в специальной охране и заботе. Была разработана и принята Декларация о правах ребенка.
4. Работа над материалом урока
Введение понятий
ПРАВО (из словаря Ожегова) – есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.
ПРАВО (по курсу обществознания, доктор педагогических наук Л. Боголюбов) – это нормативная форма выражения формального равенства людей в общественных отношениях. Признание формального равенства людей подразумевает их свободу и независимость. Где нет свободы, не может быть и отношения, т.е. отношения между людьми в обществе.
Виды права: конституционное, административное, гражданское, семейное, жилищное, трудовое, финансовое, процессуальное, уголовное и т. д.
Права человека-гражданина – это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей.
Правила, определяющиеся моралью, моральными нормами, формами поведения, которые заложены в обществе людей, определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений людей.
Общество людей должно жить по правилам и тогда в этом обществе будут действовать принципы разума, гуманизма, справедливости, совести и порядка.
Календарь правовых дат
1 июня – Международный день защиты детей.
4 июня – Международный день детей – жертв агрессии.
20 ноября – Всемирный день прав ребенка (1989 год);.
10 декабря – День прав человека (провозглашен 10 декабря 1948 г.)
Международные конвенции (от латинского conventio) – соглашение, один из видом международного договора, они устанавливают взаимные права и обязанности государств в какой-либо специальной области. Например, Конвенция международной организации труда, Конвенция ООН о правах ребенка и т.д.
Существуют многосторонние конвенции, которые содержат общие нормы, определяющие жизнь и деятельность людей на Земле. Например. Гаагские конвенции 1899 и 1907 годов, Женевские конвенции 1949 и 1989 годов и т.д.
В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.
Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, их нормы не обязательны для исполнения.
Другое дело - конвенция; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.
20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована в бывшем СССР. В Декларации прав ребенка 1959 года всего десять статей. Этот документ является рекомендацией для государств и всех взрослых людей. Суть этого документа выражена в начале текста статьи 6: «Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности…»
Конвенция ООН о правах ребенка (принята 20 ноября 1989 года) – это не просто призыв, а закон. Документ большой, сложный. В ней 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей. Страны, которые приняли Конвенцию или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое законодательство внутри страны для обеспечения его соответствия положениям Конвенции ООН.
В отличие от Декларации ее подписывают представители государств и она является обязательной для них. Суть этого международного договора выражена в статье 3: «Во всех действиях в отношении детей… первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка».
Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей. Она состоит из трех частей. Непосредственно правам в ней посвящена первая часть (40 статей).
Нормы, прописанные в Конвенции, можно объединить в отдельные группы по общности содержания:
· I группа - базисные, основные: на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении прав и др.;
· II группа - семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботиться о детях, государство - помогать детям, оставшимся без родителей, и т. д.);
· III группа - свободное развитие личности ребенка (права свободно выражать свое мнение, объединяться в ассоциации, иметь свободу мысли, совести и религии);
· IV группа - здоровье детей (право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и т. д.);
· V группа - образование и культурное развитие детей (право на бесплатное образование, на пользование культурой и т. п.);
· VI группа - защита ребенка от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения в местах лишения свободы и др.
На государственном уровне права и обязанности детей в первую очередь закрепляются Конституцией – основным законом.
Кроме Конституции права ребенка прописаны в: «Семейном кодексе», «Гражданском кодексе», «Трудовом кодексе», «Уголовном кодексе», «Законе об образовании».
Статьи Конституции ДНР, гарантирующие права детей
Статья 12 Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Статья 14 Каждый имеет право на жизнь.
Статья 15 Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Статья 18 Жилище неприкосновенно.
Статья 19 Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность.
Статья 22 Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
Статья 28 Право частной собственности охраняется законом.
Статья 31 Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Статья 32 Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статья 33 Каждый имеет право на жилище.
Статья 34 Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Статья 36 Каждый имеет право на образование.
Статья 37 Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
На уровне школы права и обязанности детей регламентируются Уставом школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Он находится в вестибюле школы.
Но, зная права, не надо забывать и об обязанностях. Ст.29 Конвенции гласит, что человек имеет, не только права, но и обязанности.
Что такое обязанность? (Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения. Обязанности это объективно необходимое, должное поведение человека. «Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав»)
Статья 29. Обязанности ребенка
Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности своего народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.
4.2. Рассуждения по теме
Как вы думаете, до скольких лет, согласно Конвенции ООН, человек считается ребёнком?:
· а. до 14 лет;
· б. до 16 лет;
· в. до 18 лет;
· г. до 21 года.
Алгоритм выполнения
Написать конспект.