Урок 27.01.2023
Двадцать седьмое января
Классная работа
Георгий Владимирович Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «Георгий Победоносец»
I. Ознакомьтесь с презентацией https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-literature/158115-akmeizm-serebrjanogo-veka-gi-ivanov.html.
II. Биография писателя.
Иванов Георгий Владимирович
(1894 - 1958)
Будущий поэт, прозаик родился 29 октября (10 ноября) в Ковенской губернии в небогатой дворянской семье с военными традициями. Детские годы прошли в имении Студенки, на границе с Польшей. Начальное образование получил дома, затем учился во Втором кадетском корпусе. Здесь начал писать стихи. В 1910 оканчивает кадетский корпус, начинает печататься в разных изданиях: в журналах "Аполлон", "Современник" и других.
В 1912 Иванов вступает в акмеистический "Цех поэтов", участвует во всех собраниях, кружках, изданиях, выступает как литературный критик акмеистического направления. В 1912 выходит его первая книга стихов - "Отплытие на остров Цитеру". Испытывает влияние М. Кузмина. Затем последовали сборники стихотворений: "Граница" (1914), "Памятник славы" (1915), "Вереск" (1916), "Сады" (1921), "Лампада" (1922).
Осенью 1922 Иванов уезжает за границу в командировку для составления репертуара государственных театров. Не возвращается в Советскую Россию, оставшись в Берлине вместе со своей женой, поэтессой И. Одоевцевой. В 1923 они поселяются во Франции, в Париже.
Несколько лет не пишет стихов, проходит период "осмысления и накопления музыки". В 1927 участвует в обществе "Зеленая лампа", сложившемся вокруг Мережковских, являясь его бессменным председателем. Печатается в разных эмигрантских изданиях - "Новый дом", "Числа", "Круг" и др. В 1930 публикует сборник стихов "Розы", в котором звучит "новый голос" поэта - лиричный, простой.
В годы эмиграции выступает и как прозаик: мемуары "Петербургские зимы" (1928, Париж), "Третий Рим" (1929, незаконченный роман). В 1938 - лирическая проза "Распад атома" (1938, Париж). В 1949 - 50 - серия критических статей.
В 1943 - 46 живет в Биаррице в бедности, почти в нищете. В 1953 поселяется в доме для престарелых в Йере, на юге Франции. Здесь Г. Иванов умирает.
К столетию со дня рождения в 1995 в Москве вышел сборник "Зеркальное дно" (Избранное), куда вошли доэмигрантские стихи и лирика 1922 – 58 годов.
III.Составьте хронологическую таблицу «Георгий Владимирович Иванов».
IV. Работа над темой урока.
1. Анализ стихотворения «Георгий Победоносец».
1). Слово учителя.
Тема войны - одна из важных тем в творчестве Георгия Иванова. В своих произведениях он изображает воина как героя и как человека, оставившего свой след в истории Отечества, в сердцах современников и потомков. Поэт прославляет героизм русского народа. И это неслучайно: сын офицера, окончивший Санкт-Петербургский Кадетский корпус, Иванов с юных лет был знаком с историческим прошлым Отчизны. Героические страницы истории России, мужество её воинов-героев находят отражение в стихотворениях поэта на протяжении всего творчества.
И сегодня мы с вами познакомимся с двумя стихотворениями, посвященными Первой моровой войне, - «Георгий Победоносец» и «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…».
2). Выразительно прочитайте стихотворение «Георгий Победоносец».
Георгий Победоносец
Идущие с песней в бой,
Без страха — в свинцовый дождь,
Вас Георгий ведет святой,
Крылатый и мудрый вождь.
Пылающий меч разит
Средь ужаса и огня,
И звонок топот копыт
Его снегового коня.
Он тоже песню поет,
В ней — слава и торжество.
И те, кто в битве падет,
Услышат песню его.
Услышат в последний час
Громовый голос побед.
Зрачкам тускнеющих глаз
Блеснет немеркнущий свет!
3). Беседа.
- Кто такой Георгий Победоносец, и почему именно он ведет защитников нашей Отчизны?
(Георгий Победоносец – один из самых почитаемых в России святых – покровительствует и столице нашей Родины, Москве, и городу Владивостоку, и всему воинству российскому.
Со времен Дмитрия Донского считается покровителем Москвы, поскольку город был основан тезоименным ему князем Юрием Долгоруким. Изображение всадника, поражающего копьем дракона, с рубежа XIV–XIV вв. появляющееся в московской геральдике, в народном сознании воспринималось как образ св. Георгия; в 1730 г. это было закреплено официально.)
- Да, друзья, неслучайно образ Святого Георгия Победоносца – один из наиболее распространённых в художественной литературе начала XX века. Тема противоборства добра и зла, связанная с образом Георгия Победоносца и его борьбой со Змием, была востребована поэтами рубежа веков. Святой Георгий - воин, защитник Отечества (патриотическая тема), также он прославился своими чудесами и подвигами, связанными с исцелением и воскрешением людей, их защитой (тема веры), а ещё Георгий Победоносец – воплощение светлого начала, борец с жестокостью и злом. Иванов делает акцент на праведность деяний русской армии, ведь именно Георгий Победоносец ведет наших воинов.)
- Как изображает поэт солдат, идущих в бой? (Мы видим бесстрашных воинов, которые идут в бой с песней – ведь они защищают Родину.)
- Что означает выражение «свинцовый дождь»? (Устойчивое метафорическое словосочетание, оно означает огонь из стрелкового оружия, который накрывает цель как будто сильным дождем или ливнем.)
- Как вы понимаете вторую строфу стихотворения, что такое «пылающий меч»? (Пылающий меч – это оружие и символ боевой мощи и чести, справедливо карающий меч. Георгий восседает именно на снеговом коне – этим эпитетом автор подчеркивает тему противоборства добра и зла.)
- Почему в песне, которую поет Георгий Победоносец, «слава и торжество»? (Победа на нашей стороне.)
- Какова участь погибших на поле брани? (Солдаты, павшие в бою, - это герои, оставившие свой след в истории Отечества, в сердцах современников и потомков. Подвиг их бессмертен.)
2. Анализ стихотворения «О, твердость, о, мудрость прекрасная…».
1). Прочитайте выразительно стихотворение.
О, твердость, о, мудрость прекрасная…
О, твердость, о, мудрость прекрасная
Родимой страны!
Какая уверенность ясная
В исходе войны! Не стало ли небо просторнее,
Светлей облака?
Я знаю: воители горние —
За наши войска. Идут с просветленными лицами
За родину лечь, —
Над ними — небесные рыцари
С крылами у плеч. И если устали, ослабли мы,
Не видим в ночи, —
Скрещаются с вражьими саблями
Бесплотных мечи.
2). Беседа.
- Какова тема данного произведения? (Это стихотворение тоже посвящено Первой мировой войне.)
- Друзья, что роднит это стихотворение с предыдущим помимо темы? (Стихотворения «Георгий Победоносец» и «О твердость, о мудрость прекрасная» объединены переходящим образом - образом небесного воина. Но в первом произведении, рассмотренном сегодня на уроке, это конкретный образ Георгия Победоносца, в стихотворении же «О, твердость, о, мудрость прекрасная…» отсутствует персонификация, это сводит образ до уровня символа.)
- Определите идею данного стихотворения. (Вселить веру в победу. Поэт, используя архетип «небесного воинства», делает акцент на праведность деяний нашей армии, на то, что ее действия поддержат высшие силы.)
V. Домашнее задание.
Какие изобразительно-выразительные средства использует Г. Иванов для раскрытия темы и идеи в стихотворении «О, твердость, о, мудрость прекрасная…»? Дайте письменный ответ.