дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

Урок 27.01.2023

                                Двадцать седьмое января

                                        Классная работа

              Георгий Владимирович Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «Георгий Победоносец»

I. Ознакомьтесь с презентацией https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-literature/158115-akmeizm-serebrjanogo-veka-gi-ivanov.html.

II.    Биография писателя.

                                                             Иванов Георгий Владимирович 

                                                                            (1894 - 1958)

   Будущий поэт, прозаик родился 29 октября (10 ноября) в Ковенской губернии в небогатой дворянской семье с военными традициями. Детские годы прошли в имении Студенки, на границе с Польшей. Начальное образование получил дома, затем учился во Втором кадетском корпусе. Здесь начал писать стихи. В 1910 оканчивает кадетский корпус, начинает печататься в разных изданиях: в журналах "Аполлон", "Современник" и других.

    В 1912 Иванов вступает в акмеистический "Цех поэтов", участвует во всех собраниях, кружках, изданиях, выступает как литературный критик акмеистического направления. В 1912 выходит его первая книга стихов - "Отплытие на остров Цитеру". Испытывает влияние М. Кузмина. Затем последовали сборники стихотворений: "Граница" (1914), "Памятник славы" (1915), "Вереск" (1916), "Сады" (1921), "Лампада" (1922).

     Осенью 1922 Иванов уезжает за границу в командировку для составления репертуара государственных театров. Не возвращается в Советскую Россию, оставшись в Берлине вместе со своей женой, поэтессой И. Одоевцевой. В 1923 они поселяются во Франции, в Париже.

      Несколько лет не пишет стихов, проходит период "осмысления и накопления музыки". В 1927 участвует в обществе "Зеленая лампа", сложившемся вокруг Мережковских, являясь его бессменным председателем. Печатается в разных эмигрантских изданиях - "Новый дом", "Числа", "Круг" и др. В 1930 публикует сборник стихов "Розы", в котором звучит "новый голос" поэта - лиричный, простой.

     В годы эмиграции выступает и как прозаик: мемуары "Петербургские зимы" (1928, Париж), "Третий Рим" (1929, незаконченный роман). В 1938 - лирическая проза "Распад атома" (1938, Париж). В 1949 - 50 - серия критических статей.

      В 1943 - 46 живет в Биаррице в бедности, почти в нищете. В 1953 поселяется в доме для престарелых в Йере, на юге Франции. Здесь Г. Иванов умирает.

    К столетию со дня рождения в 1995 в Москве вышел сборник "Зеркальное дно" (Избранное), куда вошли доэмигрантские стихи и лирика 1922 – 58 годов.

III.Составьте хронологическую таблицу «Георгий Владимирович Иванов».

IV.           Работа над темой урока.

   1.     Анализ стихотворения «Георгий Победоносец».

           1). Слово учителя.

    Тема войны - одна из важных тем в творчестве Георгия Иванова. В своих произведениях он изображает воина  как героя и как человека, оставившего свой след в истории Отечества, в сердцах современников и потомков. Поэт прославляет героизм русского народа. И это неслучайно: сын офицера, окончивший Санкт-Петербургский Кадетский корпус, Иванов с юных лет был знаком с историческим прошлым Отчизны. Героические страницы истории России, мужество её воинов-героев находят отражение в стихотворениях поэта на протяжении всего творчества.

   И сегодня мы с вами познакомимся с двумя стихотворениями,  посвященными Первой моровой войне, - «Георгий Победоносец» и «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…».

2). Выразительно прочитайте стихотворение «Георгий Победоносец».

Георгий Победоносец

Идущие с песней в бой,

Без страха — в свинцовый дождь,

Вас Георгий ведет святой,

Крылатый и мудрый вождь.

 

Пылающий меч разит

Средь ужаса и огня,

И звонок топот копыт

Его снегового коня.

 

Он тоже песню поет,

В ней — слава и торжество.

И те, кто в битве падет,

Услышат песню его.

 

Услышат в последний час

Громовый голос побед.

Зрачкам тускнеющих глаз

Блеснет немеркнущий свет!

3). Беседа.

- Кто такой Георгий Победоносец, и  почему именно он ведет защитников нашей Отчизны?

(Георгий Победоносец – один из самых почитаемых в России святых – покровительствует и столице нашей Родины, Москве, и городу Владивостоку, и всему воинству российскому.

   Со времен Дмитрия Донского считается покровителем Москвы, поскольку город был основан тезоименным ему князем Юрием Долгоруким. Изображение всадника, поражающего копьем дракона, с рубежа XIV–XIV вв. появляющееся в московской геральдике, в народном сознании воспринималось как образ св. Георгия; в 1730 г. это было закреплено официально.)

- Да, друзья, неслучайно образ Святого Георгия Победоносца – один из наиболее распространённых в художественной литературе начала XX века. Тема противоборства добра и зла, связанная с образом Георгия Победоносца и его борьбой со Змием, была востребована поэтами рубежа веков.  Святой Георгий - воин, защитник Отечества (патриотическая тема), также он прославился своими чудесами и подвигами, связанными с исцелением и воскрешением людей, их защитой (тема веры), а ещё Георгий Победоносец – воплощение светлого начала, борец с жестокостью и злом. Иванов делает акцент на праведность деяний русской армии, ведь именно Георгий Победоносец ведет наших воинов.)

- Как изображает поэт солдат, идущих в бой? (Мы видим бесстрашных воинов, которые идут в бой с песней – ведь они защищают Родину.)

- Что означает выражение «свинцовый дождь»? (Устойчивое метафорическое словосочетание, оно означает огонь из стрелкового оружия, который накрывает цель как будто сильным дождем или ливнем.)

- Как вы понимаете вторую строфу стихотворения, что такое «пылающий меч»? (Пылающий меч – это оружие и символ боевой мощи и чести, справедливо карающий меч.   Георгий восседает именно на снеговом коне – этим эпитетом автор подчеркивает тему противоборства добра и зла.)

- Почему в песне, которую поет Георгий Победоносец, «слава и торжество»? (Победа на нашей стороне.)

- Какова участь погибших на поле брани? (Солдаты, павшие в бою, - это герои, оставившие свой след в истории Отечества, в сердцах современников и потомков. Подвиг их бессмертен.)

2. Анализ стихотворения «О, твердость, о, мудрость прекрасная…».

  1). Прочитайте выразительно стихотворение.

О, твердость, о, мудрость прекрасная…

О, твердость, о, мудрость прекрасная

Родимой страны!

Какая уверенность ясная

В исходе войны! Не стало ли небо просторнее,

Светлей облака?

Я знаю: воители горние —

За наши войска. Идут с просветленными лицами

За родину лечь, —

Над ними — небесные рыцари

С крылами у плеч. И если устали, ослабли мы,

Не видим в ночи, —

Скрещаются с вражьими саблями

Бесплотных мечи.

  2). Беседа.

- Какова тема данного произведения? (Это стихотворение тоже посвящено Первой мировой войне.)

- Друзья, что роднит это стихотворение с предыдущим помимо темы? (Стихотворения «Георгий Победоносец» и «О твердость, о мудрость прекрасная» объединены переходящим образом - образом небесного воина. Но в первом произведении, рассмотренном сегодня на уроке, это конкретный образ Георгия Победоносца, в стихотворении же «О, твердость, о, мудрость прекрасная…» отсутствует персонификация, это сводит образ до уровня символа.)

- Определите идею данного стихотворения. (Вселить веру в победу. Поэт, используя архетип «небесного воинства», делает акцент на праведность деяний нашей армии, на то, что ее действия поддержат высшие силы.)

V. Домашнее задание.

Какие изобразительно-выразительные средства использует Г. Иванов для раскрытия темы и идеи в стихотворении «О, твердость, о, мудрость прекрасная…»? Дайте письменный ответ.