дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

Урок 13.01.2023

 

         Тринадцатое января

          Классная работа

                       На Первой мировой войне: Сергей Митрофанович Городецкий. «Воздушный витязь»

1.     Ознакомьтесь с биографией С.М. Городецкого, изучив материалы:

1)    https://youtu.be/JGHqZ8Sc-gg;

2)    https://ppt-online.org/444409.

2. Изучите материалы учебника рубрики «Литературные имена России» на с. 126 – 127, составьте в тетради хронологическую таблицу «Жизнь и творчество С.М. Городецкого».

3.     Прочитайте выразительно стихотворение «Воздушный витязь» на с. 127-128, посвященное лётчику Н.П. Нестерову.

·  Пётр Никола́евич Не́стеров - 15(27).02.1887, Нижний Новгород, Российская империя. Погиб – 26 (8.09).08.1914 в Австро-Венгрии. Русский  военный лётчик, штабс-капитан. Основоположник высшего пилотажа (петля Нестерова). Самолеты того времени не были оснащены пулеметами для ведения воздушного боя, их целью считали разведку или бомбометание. Чтобы помешать австрийскому самолету сбросить бомбы на русские войска, Нестеров погиб в воздушном бою, впервые применив  таран в практике боевой авиации.

4.     Работа над анализом произведения.

- Какова тема стихотворения? (Поэт рассказывает героическую историю военного летчика. Находясь за штурвалом военного летательного аппарата, мужественный боец ценой собственной жизни уничтожил три вражеских корабля.

 Он один был, воитель крылатый,

А врагов было три корабля,

Но, отвагой и гневом объятый,

Он догнал их. Притихла земля.

А далее читаем:

И низринулся враг побежденный!..

Но нашел в том же лютом бою

Победитель, судьбой пораженный,

Молодую могилу свою.

Автор заканчивает произведение хвалебными словами и герою, и всем защитникам Родины, которыми богата Россия:

Победителю вечная слава!

Слава витязям синих высот!

Ими русская крепнет держава,

Ими русская сила растет.

- Как вы думаете, почему стихотворение посвящено Петру Николаевичу  Нестерову, а героя автор называет местоимением «он»? (Наш герой произведения стал собирательным образом  всех «удальцов-летунов».)

- Какова идея стихотворения? (Прославить героев, бесстрашно защищающих в воздухе Отчизну:

Их орлиной бессмертной отвагой

Пробивается воинству след,

Добывается русское благо,

Начинается песня побед.)

- Что вы можете сказать об особенности композиции стихотворения?

(Первые две строфы описывают летчика, находящегося на задании. Следующие четыре четверостишия показывают тактику бойца,  стремление одержать победу даже ценой собственной жизни. Оставшиеся строки прославляют героев, сражающихся в воздухе за независимость Отчизны.)

- Проследите, как в стихотворении противопоставлены земля и небо. Опишите их, используя цитаты.

- Какие синонимичные слова и выражения использует поэт, говоря о героях-летчиках? Найдите их, определите стилистическую окраску.

- Какие изобразительно-выразительные средства помогают раскрыть тему и идею произведения? Запишите их в тетрадь.

- Над чем вас заставило задуматься стихотворение «Воздушный витязь» С.М. Городецкого?

5. Домашнее задание. Вопрос 5 рубрики «Размышляем над прочитанным» на с. 129 (подготовить устное сообщение).