дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

Урок 13.04.2022г.

Музыкальный синтаксис. Предложение. Период

Музыкальный синтаксис изучает строение музыкальной речи. Музыкальное произведение делится на части, называемые построениями.

 

Музыкальное произведение состоит из частей различного масштаба, которые отделены друг от друга цезурами. Цезура (от греч. и лат.– разрыв) в музыке – момент раздела между любыми частями формы, остановка, смена дыхания. Главные признаки цезуры – пауза, остановка в виде крупной длительности, мелодическая или ритмическая повторность.

Признаками цезуры являются 1) пауза, 2) ритмическая остановка (долгая длительность), 3) повтор, 4) контраст.

Музыкальное построение, содержащее законченную музыкальную мысль, называется периодом. Законченность музыкальной мысли определяется по ладовому и метроритмическому признаку.

Период (от греч. – обход, круговращение, определенный круг времени) – простейшая композиционная форма изложения относительно законченной музыкальной мысли (темы) в произведении гомофонного склада.
В большинстве случаев период представляет собой начальную часть более крупной формы  (например, простой двух-  или трехчастной). Он также может быть самостоятельной формой в миниатюрных произведениях (Ф. Шопен. Прелюдии op.28 №4, 6, 7).

 

Наибольшие части, на которые делится период, называются предложениями. Предложения делятся на фразы, фразы - на мотивыМотив - это наименьшая смысловая структурная единица.

Типы периодов. Все многообразие периодов можно разделить по следующим признакам:

I. Строение. По строению периоды бывают:

1. Квадратные - а) общее количество тактов - 8,16,32 и тд б) период делится на 2 одинаковых по размерам предложения. Бетховен Соната №8, II часть.

2. Неквадратные

  • расширенные (2-е предложение больше первого) Бетховен Соната №3, II часть (4+6)
  • сокращенные (2-е предложение меньше первого) Бетховен Соната №7  (5+4)
  • симметричные (делятся на 2 одинаковых предложения, но количество тактов не соответствует норме квадратности (6+6, 7+7 и тд) Чайковский Русская песня из Детского альбома.(6+6)

3. Периоды из 3-х предложений. Шопен Прелюдия №9, Ми мажор.(4+4+4)

I. Тематизм.

1. Повторный период. Повтор бывает точный (Шуман Смелый наездник) и видоизмененный.

Видоизмененный повтор бывает варьированный и секвентный.

При варьированном повторе изменяются отдельные элементы темы: ритм, лад, фактура изложения, мелодия (интонационная сторона), но тема в целом узнаваема. Гайдн. Соната Ре мажор, I часть, ГП,  Моцарт Соната №12 Фа мажор, II часть.

Период считается повторным даже в том случае, если 2-е предложение воспроизводит только начальную интонацию 1-го.

При секвентном повторе тема без особых изменений проводится на другой высоте. Григ Концерт Ля минор, II часть.

2. Неповторный период - предложения содержат разный тематический материал, чаще всего 2-е предложение продолжает тему 1-го. Бетховен "Патетическая соната", II часть.

Весь период в целом может быть повторен без изменений (записывается со знаком репризы) или с некоторыми фактурными изменениями. Такой период называется повторенный.

II. Тональное оформление.

1. Модулирующий период - заканчивается в другой тональности по сравнению с началом.(Чайковский Вальс из Детского альбома)

2. Немодулирующий (однотональный)период - заканчивается в начальной тональности.

Период может иметь вступление или дополнение (после окончательного разрешения), которые не влияют на его структуру.