дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

Урок 21.03.23

                                                                                                                                                         21.03.23

                                 Классная работа

                  Тема Греческие колонии

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Великая греческая колонизация.
  2. Скифский царь Скил.
  3. Боспорское царство.
  4. Торговля греков.

Тезаурус

Колония – это зависимая территория, находящаяся под властью иностранного государства и управляемая им.

Боспорское царство – это античное государство в Северном Причерноморье на Боспоре Киммерийском (Керченском проливе).

Колонизация – это процесс заселения и освоения новых территорий земли людьми.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Древний мир. Книга для чтения по истории / Под ред. В. П. Буданова. – М.: АСТ., 2006. С. 74–103.
  3. Андреев, Ю. В. Раннегреческий полис (гомеровский период), Издательство Ленинградского университета, 2009 г.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В VIII веке до н.э. началась Великая греческая колонизация, которая продлилась 300 лет. Начало колонизации в Греции связано с тем, что население росло, земли на всех не хватало. Начинался голод. Кроме того, когда жителей полиса становилось очень много, сложно было принимать решение на народном собрании. Была и другая причина массовых отъездов за море, во многих полисах шла ожесточённая борьба между демосом и знатью.

Обычно все люди полиса собирали деньги, для того чтобы отправить корабль на поиски обильных земель. Приезжавшие купцы рассказывали о том, что в чужих краях есть много незанятых полей. Сначала выезжал отряд разведчиков, который искал место на берегу моря с источниками пресной воды. Когда такое место было найдено, первым делом закладывали храм и площадь для собраний. В ходе колонизации греки старались наладить отношения с другими народами, жившими на побережье Средиземного и Чёрного морей.

Поддерживала отношения колония и со своим родным полисом: жители колоний платили налоги и торговали со своей Родиной, которую называли метрополией («Полис – мать»). Но со временем они становились самостоятельными. Во всех колониях греки насаждали свои порядки, говорили на своём языке, поклонялись своим богам.

Развитие технологий у греков было выше, чем у местного населения. Поэтому происходили такие истории, как история Скила. Недалеко от колонии Ольвия жил скифский царь Скил. Его матерью была гречанка. Она научила сына греческому языку. Хотя Скил царствовал над скифами, он мечтал жить как грек. Часто царь приходил к стенам Ольвии, оставлял охрану снаружи и участвовал в греческих праздниках. Для этого он переодевался в хитон и гиматий и в таком виде ходил по улицам. Немудрено, что он влюбился в гречанку и даже построил в Ольвии огромный дом для неё. Когда его соплеменники узнали об этом, Скила сочли предателем и казнили.

Греческая колонизация имела три основных направления. Самым значительным было Западное направление в сторону острова Сицилии, Южной Италии, Южной Франции и Испании. На юге, в Африке, греки основали несколько колоний, например, Кирену. Двигаясь на северо – восток, греки селились по берегам Чёрного моря. Там было основано много колоний. Это территория современной России и Украины.

Самое мощное государство, которое возникла здесь – Боспорское царство.

Боспорское царство

Оно возникло из греческой колонии, располагавшейся на берегах Керченского пролива (он соединяет Азовское и Черное моря). Столицей был город Пантикапей (нынешняя Керчь). Оно входило в состав разных государств, но окончательно прекратило свое существование только в V в н.э., т.е. просуществовало почти 1000 лет. Пантикапей объединил вокруг себя разные полисы – Фанагорию, Киммерик, Нимфей. Главное, чем славилось Боспорское царство – выращивание злаков. Оно поставляло зерно греческим полисам. Демосфен рассказывает, что Афины получали с Боспора половину всего необходимого им привозного хлеба – около 16 тысяч тонн в год.

На окраине Севастополя находятся развалины греческого города Херсонес. Колонии были в городах Калос Лимен (северо – запад Крыма), Феодосия, Нимфей (17 км к югу от нынешней Керчи), Киммерик (Крым), Керкинитида (нынешняя Евпатория), Танаис (30 км к западу от нынешнего Ростова – на – Дону), Фанагория, Гермонасса и Кепы (Таманский полуостров), Торик (нынешний Геленджик), Питиунт (современный поселок Пицунда), Диоскуриада (современный Сухуми). И это не полный список.

Греки очень ответственно относились к торговле. Масло и вино для перевозки разливали в специальные сосуды – амфоры, на которые ставились клейма – знаки производителя, владельца, инспектора. Да, были и такие люди. Если продукт был некачественный, по клейму можно было определить торговца или винодела и подать жалобу. Ученые расшифровывают эти знаки и таким образом определяют, откуда прибыла та или иная амфора. Собрав эти данные, можно составить карту торговли колоний с греческими полисами и соседними народами.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Кем считали себя греки – переселенцы? Выберите один вариант ответа.

Единым народом – эллинами

Отшельниками

Новым народом

Ответ:

Единым народом – эллинами

Пояснение: В результате колонизации греки познакомились со многими народами, которых они раньше не знали. Греки видели, что эти народы отличаются от них по языку, обычаям, культуре. Благодаря этому греки начали осознавать себя единым народом – эллинами. Все другие народы они называли варварами.

Задание 2. Как развивалась торговля в греческих колониях? Установите соответствие.

Воск

Пшеница

Вино

Оливковое масло

Ремесленные изделия

Рабы

Ввозимые товары

Вывозимые товары

Ответ

Ввозимые товары

Воск

Пшеница

Рабы

Вывозимые товары

Вино

Оливковое масло

Ремесленные изделия

Пояснение: Для правильного выполнения данного задания почитать материал урока.

Боспорское царство славилось выращиванием злаков. Афины получали с Боспора половину всего необходимого им привозного хлеба – около 16 тысяч тонн в год. Рабы нужны были для работы, а вывозили вино, оливковое масло, так как на Балканском полуострове есть отличные условия для выращивания винограда и оливковых деревьев.

Алгоритм выполнения.

Прочитать §32.

Выполнить задания в уроке устно.

Подготовиться к онлайн-уроку.