Урок 23.01.23
23.01.23
Классная работа
Тема Демографическая ситуация в современной России
Введение в тему. Формулирование понятия «демография».
Среди наук об обществе есть наука, которая все или почти все знает о народонаселении. Название этой науке дал французский ученый Ашиль Гийяр, выпустивший в 1841 г. книгу «Элементы статистики населения, или Сравнительная демография». Он определил демографию как естественную и социальную историю человека или математическое изучение населения, изменений его физического, гражданского, интеллектуального и морального состояния.
Существуют и другие трактовки этого понятия:
- Научная дисциплина, изучающая население и закономерности его развития в общественно-исторической обусловленности. (Новый словарь русского языка Т.Ф.Ефремова).
- Наука о народонаселении, его составе, численности, росте, распределении на территории земного шара, воспроизводстве. (Словарь иностранных слов).
- Наука о составе населения и его изменениях. (Толковый словарь С.И.Ожегова).
Запись последнего определения учащимися в тетради.
Источниками сведений о народонаселении являются текущий учет, реестры и списки, переписи населения, а также специальные выборочные обследования. О подобных переписях известно еще с незапамятных времен. Учет населения для сбора налогов вели в Древнем Египте, Месопотамии, Индии, Китае, Иудее. Одна из книг Ветхого Завета описывает перепись, проведенную царем Давидом, за которой последовала моровая язва, унесшая жизни 70 тыс. человек. Учет населения вели и античные полисы, и средневековые государи. В Новое время переписи не потеряли своего значения.
Считается, что в России учет населения ведет свое начало со времен татаро-монгольского нашествия, то есть со второй половины XIII века. Однако старинные летописи подтверждают, что в ряде княжеств (Новгородская республика) еще в IX веке переписывалось население для податного обложения. В XVII веке единицей обложения стал двор, а основной формой учета – подворные переписи.
В 1718 г. Петр Великий издал указ, в котором предписывалось «взять сказки у всех (дать на год сроку), чтобы правдивые принесли, сколько у кого, в которой деревне душ мужеского пола».
Задание №1: С какой целью осуществлялся учет населения?
После отмены крепостного права начали проводиться переписи населения в отдельных городах и даже целых губерниях, однако многие из них представляли собой казенные полицейские «народосчисления», при которых у домохозяев просто собирали сведения о числе даже не проживающих, а прописанных. В переписях населения в России в XIX в. участвовали видные общественные деятели и знаменитые люди, в том числе П. П. Семенов-Тян-Шанский, Л. Н. Толстой. С этого момента и по нынешнее время основным источником по демографии нашей страны являлись переписи населения (общесоюзные и всероссийские).
Годами их проведения стали:
1897, 1920, 1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989, 2002, 2010.
Задание №2: Какие из тех переписей были проведены в советское время?
2) Современная демографическая ситуация в РФ.
Ученые с тревогой констатируют, что в демографическом положении России действуют достаточно негативные тенденции. Назовем наиболее существенные из них.
Население России убывает. Об этом свидетельствуют данные переписей 2002 и 2010 гг. С 1992 по 2012 год население РФ сократилось с 148,5 млн. до 143,3 млн., или на 5,2 млн. (в среднем 260 тысяч ежегодно). Haшaстрана по числу жителей занимает 9-е место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистана, Бангладеш и Нигерии. Россия теряет свое место в мировой демографической иерархии. За истекшее столетие Россия пережила несколько периодов, когда воспроизводство населения было «суженным», т. е. не обеспечивало прироста. Два из этих периодов, были связаны с катастрофической смертностью в годы мировых войн. Сказались и годы массовых репрессий.
Трудоспособное население сокращается. По данным переписи 2002 г., численность населения в трудоспособном возрасте (мужчины 16—59 лет, женщины 16—54 года) составила 89,0 млн человек (61%), моложе трудоспособного возраста — 26,3 млн человек (18%) , старше трудоспособного возраста — 29,8 млн (21%).
Алгоритм изучения
Прочитать §19,записать конспект в тетради.
Выполнить задание №1,2