дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

16.09 КОНСПЕКТ

П.И.Чайковский. 1840-1893

Конспект

Чайковский часто противопоставляется композиторам Могучей кучки, как композитор, ориентированный на западноевропейскую музыкальную культуру. При этом, именно с именем Чайковского ассоциируется русская музыка

Петр Ильич Чайковский вошел в историю как композитор-ЛИРИК. В его творчстве представлены разные грани лирики – лирико-психологическая, лирико-драматическая, лирико-трагическая, лирико-философская образность. Даже историческая тема в творчестве раскрывается через призму лирики. То есть, это музыка, направленная внутрь личности, в сферу эмоций. В этом плане творчество Чайковского соответствует романтическим установкам.

1. РОМАНТИК. Черты романтизма у Чайковского:

- конфликт художника с обществом, непонимание (вспомните Шуберта). Но Тематика творчества Чайковского, разлад творческой личности и социума, поиски счастья – связаны прежде всего с русской литературой 60-х годов: Достоевским, Толстым, Островским.

- интерес к народному творчеству, использование фольклорного материала. Фольклор у Чайковского, в отличие от современников-кучкистов, это, прежде всего – городская песня и городской романс, распространенный в городской среде с рубежа 18-19 веков (Алябьев, Гурилев и др.).

- Танцевальность, вальсовость как символ лирики: вальс=лирика

- тяготение к програмности

- тяготение к жанру миниатюр (цикл миниатюр)

2. МЕЛОДИСТ. Господство лирической образности, с точки зрения средств музыкального языка выражается в тотальном мелодизме. Чайковский – прежде всего композитор-мелодист. Все остальные средства – антураж мелодии, раскрывающий эмоциональную окраску. Отсюда же – тяготение к песенному фольклору.

3. МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ. Психологизм музыки композитора, эмоциональные  нюансы воплощаются в мелодекламации, ведущей в русской музыке родословную из творчества Даргомыжского

4.СИМФОНИСТ. Конфликтность идей творчества хорошо ложится на кальку симфонии и сонатной формы. Создатель нового типа симфонии – лирико-трагической. Специфика: Весь тематизм изначально находится в рамках одной образной сферы – лирики, представляют лишь ее грани. Драматургия  переходит из объективного в субъективное.

5. Театральность. 10 опер, 3 балета, музыка к спектаклям. Именно благодаря Чайковскому балет приобретает статус высокого жара, выходит за рамки диветисмента.

6. Является основоположником новых типов жанров – симфонии, концерта, оперы, квартета. Основоположником русской симфонии