дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

11.11.22 АМП

11.11.2022

11 класс АМП

Тема: Сонатная форма (продолжение)

Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.

КОНСПЕКТ:

Сонатная форма - наиболее сложная и богатая по выразительным возможностям форма инструментальной музыки:

·                     воплощение процесса развития, качественное изменение образов;

·                     отражение в особенностях формы общих законов мышления;

·                     широта образного диапазона.

Классические образцы созданы венскими симфонистами; XIX–XX в. - эволюция формы, в современной музыке в чистом классическом виде встречается редко, в основном, ее различные модификации. Универсальное применение форма нашла, главным образом, в инструментальной музыке. Реже используется в вокальной сольной, очень редко в ансамблевой и хоровой.

Общие положения. Зрелая сонатная форма как эстетическое совершенство и высшее достижение эпохи «венского классицизма». Четыре основных признака сонатной формы:

1.                  тональный контраст (тональное противопоставление ГП и ПП в экспозиции и их объединении в репризе);

2.                  тематический контраст ГП и ПП;

3.                  структурный (наличие 3-х разделов в сонатной форме – экспозиции, разработки и репризы, характерный признак – разработочность во всех разделах);

4.                  драматургический, который выражается в динамической сопряжении, непрерывном становлении этой формы, ее процессуальности, сквозное развитие. Сфера применения.

Терминология:

 Соната – циклическое или одночастное самостоятельное произведение.

«Сонатное allegro» – термин, применимый преимущественно к быстрым первым частям и финалам циклов.

Сонатность – наличие признаков сонатной формы в какой-либо другой форме.

Партия – основная составная часть разделов сонатной формы (например, экспозиции).

Тема – экспонированный индивидуализированный материал, основание развиваемого образа. Партия может основываться на нескольких темах (1-я и 2-я темы побочной партии).

Три основных раздела сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза. Начиная с Бетховена – развитая кода.

Классификация разновидностей сонатной формы. Критерии классификации:

1) музыкально-исторический: старосонатная форма, классическая сонатная форма, сонатная форма романтиков, сонатная форма в современной музыке;

2) структурный: двухчастная и трехчастная сонатная форма (в старинной сонате), сонатная форма без разработки, сонатная форма с эпизодом (в разработке или вместо разработки), сонатная форма с зеркальной репризой, сонатная форма с двойной экспозицией,сонатная форма с повторением разработки и репризы, сонатная форма с ненормативными сокращениями (без ПП в репризе, без репризы, без разработки и репризы, без экспозиции и репризы), модулирующая (в контрастно-составную, циклическую) сонатня форма;

3) жанровый: сонатное allegro первых частей сонатно-симфонического цикла, сонатная форма в жанре концерта, сонатина,сонатная форма в медленных частях цикла, сонатная форма в оперной сцене.

Классическая сонатная форма.

Два основных типа драматургии в сонатной форме венских классиков: «концертный» или «альтернативный», связанный с традицией concertogrosso и получивший продолжение в симфонизме И. Гайдна; «риторический» или «диалектический», утвердившийся в творчестве Л. Бетховена.

Наряду с двумя основными типами драматургии наличие третьего, промежуточного, совершающего модуляцию от альтернативности к диалектичности. Характерные признаки альтернативного типа. Характерные признаки диалектического типа драматургии. Строение сонатной формы, ее важнейшие черты, сложившиеся у венских классиков и продолженные последующими композиторами.

Эволюция сонатной формы в XIX и ХХ веке, обусловлена новой эстетикой, повлиявшей на характер музыкального языка. Смена прообразов музыкальной композиции в XX веке.

Две противоположные тенденции:

1-      тяготение к беспрограммности

2-      тяготение к программности.

 

В результате более свободной трактовки сонатной формы в XIX и XX веках – следующие изменения:

1. Ослабление динамического сопряжения в метрической и эпической сонатной форме, что приводит к ослаблению контраста между ГП и ПП, принадлежности их к одной образной сфере (Шуберт, Шуман, Бородин).

2.                  Усиление динамического сопряжения в драматических сонатных формах, что приводит к усилению контраста (конфликта) между ГП и ПП. В результате, экспозиция распадается на два замкнутых самостоятельных раздела, а реприза динамизируется и переосмысливается (Шопен, Чайковский, Шостакович). Две или три темы ПП, как результат проявления свободы и образной сложности (Чайковский Симфония № 4, ч.2). Структура ПП сложнее, чем период: трехчастная (Чайковский Симфония № 6), двухчастная (Рахманинов Концерт №2), тема с вариациями (Шуберт Соната c-moll), фуга (Мясковский Квартет № 13, ч.1).

3.                  Нарушение тематического фактора: выпадение отдельных разделов в репризе, преимущественно ПП (Ф. Шопен Соната b-moll, I ч.).

4.                  Нарушение традиционных классических тональных соотношений, большее разнообразие тонального плана (Шуберт Симфония «Неоконченная» h - G, Глинка Увертюра к опере «Руслан и Людмила» D – F) и т.д.

5.                  Конструктивные изменения, которые выражаются в наращивании или сокращении разделов (отсутствие репризы, две экспозиции, две разработки).

 

Индивидуальные прочтения сонатной формы* в творчестве композиторов:

Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Р. Шумана, И. Брамса, А. Бородина, П. Чайковского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича.

Беспрограммная сонатная форма Ф. Шуберта. Песенный тематизм сонатной формы и лирическая трактовка. Композиционные особенности: смещение главного конфликта между ГП и ПП на конфликт между вступлением и экспозицией, экспозицией и разработкой; новое соотношение ПП и ЗП (отодвигание «перелома» в зону ЗП); использование трехтональной экспозиции и субдоминантовой репризы.

Романтические новации Ф. Шопена в сонатной форме. Концепционно-драматургическое преобразование сонатной формы: возвышение сферы ПП, темповые смены в зонах партий, усиление контраста между ГП и ПП, драматургия движения от драматизма и минора к жизнеутверждению и мажору на уровне разделов и всей формы. Преобразование структуры сонатной формы: сонатная форма с зеркальной репризой и с отсутствием ГП в репризе.

Сонатная форма в творчестве Й. Брамса. Жанровые истоки тематизма – песня и хорал. Интеллектуализм сонатной формы: строгая продуманность всех элементов композиции, повышенная тематизация, искусная отделка сложной фактуры, ослабление моторной действенности. Драматургическая децентрализация: меньшая активность ГП, соотношение ГП и ПП как лирических (либо лирического и хорального) образов, смещение зоны активности к началу ЗП. Сохранение верности классическим принципам в тональном плане и в трактовке сонатной формы в жанре концерта (двойная экспозиция).

Преобразование сонатной формы в творчестве Р. Шумана: многотемность, самостоятельность тематизма, тяготение к сюитности, возможность повторения некоторых разделов.

Противоположные тенденции в развитии сонатной формы в творчестве А. Бородина и П. Чайковского. Лирико-драматическая конфликтная трактовка сонатной формы Чайковским: столкновение образных антитез в ГП и ПП;образы рока, смерти во вступительном разделе; волновая драматургия, яркие драматические кульминации в зоне подъема ПП и на вершине последней волны разработки; напряженное сквозное развитие с тематическими трансформациями; секвентное развитие тематизма. Намеренное соблюдение логики классического тонального плана в общем строении экспозиции и репризы, новаторские соотношения тональностей внутри этих разделов (далекое родство).

Эпическая трактовка сонатной формы в творчестве А. Бородина: картинность, рассредоточенность драматургии, отсутствие конфликтности, контрасты сопоставления и взаимодополнения, нединамический профиль партий, размещение кульминаций на структурно и гармонически устойчивых участках формы (ГП репризы, начало коды), симметрично-уравновешенное строение композиции, вариантно-вариационный метод развития в разработке и «разработанная экспозиция», колористические установки, красочные тональные планы и тонально-гармоническая перекраска тем. Национальный колорит, фольклорные прообразы тематизма.

Развитие некоторых черт симфонизма А. Бородина в творчестве С. Прокофьева в других образно-содержательных аспектах: колористические фоны-остинато, метод варьирования в разработке, многотемность. Особенности монтажного мышления Прокофьева в сонатной форме.

Продолжение и развитие драматически конфликтной трактовки сонатной формы в творчестве Д. Шостаковича в ином круге образов и с иной расстановкой драматургических акцентов: основные стороны конфликта – экспозиция и реприза; «раскол» репризного раздела, где ГП включается в пространство повышенного драматизма и главной кульминации конце разработки, а ПП присоединяется к разделу коды и входит в зону катарсиса.

*Для ознакомления!