дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

7.10.22 АМП Реприза, Кода

ВНИМАНИЕ! Ребята, в 14.35 всех жду на он-лайн уроке в Telegram

7.10.22

Преподаватель – Имаметдинова Елена Фатеговна

Для обратной связи - fategovna@mail.ru

Учебник – Способин Музыкальная форма. Скачать по ссылке - https://cloud.mail.ru/public/1SdC/rrRPqfADQ

 

Тема: Сонатная форма: Реприза. Кода

КОНСПЕКТ

Реприза. Раздел, воспроизводящий экспозицию с изменениями, направленными на достижение устойчивости.

Главная партия в репризе:

1)         точная  (Л. Бетховен. Соната № 14, ч.3)

2)         измененная

а)  слияние главной партии и связующей (В. Моцарт. Соната № 17, Л. Бетховен. Соната № 6, 1 ч., С. Рахманинов. 2 концерт, 1 ч., Д. Шостакович. 7 симфония, ч. 1)                           

б) динамизация главной партии после кульминации разработки (П. Чайковский. Симфония № 6,ч.1)

в) сокращение главной партии как вершина последней волны разработки (Д. Шостакович. Симфонии № 5, 8, ч.1)

3) пропуск главной партии (при интенсивном развитии в разработке) – Ф. Шопен. Соната b moll.

Связующая  партия в репризе:

1)         необходимы тональные изменения

2)         пропуск связующей (Л. Бетховен «Лунная» соната. Финал).

Побочная партия в репризе:

Отсутствие структурных, только тональные изменения (у венских классиков). XIX - XX вв. - существенные преобразования (П. Чайковский. «Ромео и Джульетта», С. Рахманинов. Концерт № 2, Д. Шостакович. Симфония № 7 (соло фагота)).

1)         перенесение побочной партии в основную или одноименную тональность (если в экспозиции минорного произведения п.п. мажорная),

2)         постепенное «нахождение» тональности побочной партии.

3)         изменение лада побочной партии в репризе  (В. Моцарт. Симфония № 40 g - В в экспозиции, g - g в  репризе).

Заключительная партия в репризе. Отсутствие существенных изменений.

Особые виды реприз:

Субдоминантовая реприза - главная партия в устойчивом виде излагается в S тональности, модулирование в основную тональность происходит либо в ее конце (Л. Бетховен. Соната №6, ч.1), либо в  связующей партии.

Ложная реприза - доминантовый предыкт к неосновной тональности, в которой излагается какой-то начальный раздел главной партии, но кратковременно, затем полное проведение главной партии в основной тональности (Финал 17 сонаты Бетховена).

Зеркальная реприза - изменен порядок следования тем (В. Моцарт. Соната № 9  , Р. Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер». Средняя часть).

Реприза с пропуском главной партии (Ф. Шопен. Соната bmoll).

Кода. Подведение итога, утверждение главной мысли. При несильных контрастах кода отсутствует (камерные произведения Моцарта).

В первых частях  -  небольшие коды.

В финалах - более масштабные, весомые. Стремление к тональной устойчивости, яркое проявление заключительного изложения. Бетховен:  «кода - вторая разработка».

Строение такой коды:

1.                вступительный или переходный раздел (не всегда бывает),

2.                центральный разработочный раздел,

3.                завершающая, наиболее устойчивая часть. Может вводиться новый материал (М. Глинка. Увертюра  к опере «Руслан и Людмила», Н. Римский-Корсаков. Увертюра к опере «Царская невеста»)