7.10.22 АМП Реприза, Кода
ВНИМАНИЕ! Ребята, в 14.35 всех жду на он-лайн уроке в Telegram
7.10.22
Преподаватель – Имаметдинова Елена Фатеговна
Для обратной связи - fategovna@mail.ru
Учебник – Способин Музыкальная форма. Скачать по ссылке - https://cloud.mail.ru/public/1SdC/rrRPqfADQ
Тема: Сонатная форма: Реприза. Кода
КОНСПЕКТ
Реприза. Раздел, воспроизводящий экспозицию с изменениями, направленными на достижение устойчивости.
Главная партия в репризе:
1) точная (Л. Бетховен. Соната № 14, ч.3)
2) измененная
а) слияние главной партии и связующей (В. Моцарт. Соната № 17, Л. Бетховен. Соната № 6, 1 ч., С. Рахманинов. 2 концерт, 1 ч., Д. Шостакович. 7 симфония, ч. 1)
б) динамизация главной партии после кульминации разработки (П. Чайковский. Симфония № 6,ч.1)
в) сокращение главной партии как вершина последней волны разработки (Д. Шостакович. Симфонии № 5, 8, ч.1)
3) пропуск главной партии (при интенсивном развитии в разработке) – Ф. Шопен. Соната b moll.
Связующая партия в репризе:
1) необходимы тональные изменения
2) пропуск связующей (Л. Бетховен «Лунная» соната. Финал).
Побочная партия в репризе:
Отсутствие структурных, только тональные изменения (у венских классиков). XIX - XX вв. - существенные преобразования (П. Чайковский. «Ромео и Джульетта», С. Рахманинов. Концерт № 2, Д. Шостакович. Симфония № 7 (соло фагота)).
1) перенесение побочной партии в основную или одноименную тональность (если в экспозиции минорного произведения п.п. мажорная),
2) постепенное «нахождение» тональности побочной партии.
3) изменение лада побочной партии в репризе (В. Моцарт. Симфония № 40 g - В в экспозиции, g - g в репризе).
Заключительная партия в репризе. Отсутствие существенных изменений.
Особые виды реприз:
Субдоминантовая реприза - главная партия в устойчивом виде излагается в S тональности, модулирование в основную тональность происходит либо в ее конце (Л. Бетховен. Соната №6, ч.1), либо в связующей партии.
Ложная реприза - доминантовый предыкт к неосновной тональности, в которой излагается какой-то начальный раздел главной партии, но кратковременно, затем полное проведение главной партии в основной тональности (Финал 17 сонаты Бетховена).
Зеркальная реприза - изменен порядок следования тем (В. Моцарт. Соната № 9 , Р. Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер». Средняя часть).
Реприза с пропуском главной партии (Ф. Шопен. Соната bmoll).
Кода. Подведение итога, утверждение главной мысли. При несильных контрастах кода отсутствует (камерные произведения Моцарта).
В первых частях - небольшие коды.
В финалах - более масштабные, весомые. Стремление к тональной устойчивости, яркое проявление заключительного изложения. Бетховен: «кода - вторая разработка».
Строение такой коды:
1. вступительный или переходный раздел (не всегда бывает),
2. центральный разработочный раздел,
3. завершающая, наиболее устойчивая часть. Может вводиться новый материал (М. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила», Н. Римский-Корсаков. Увертюра к опере «Царская невеста»)