30.09 АМП Разработка сонатной формы
Преподаватель – Имаметдинова Елена Фатеговна
Для обратной связи - fategovna@mail.ru
Учебник – Способин Музыкальная форма. Скачать по ссылке - https://cloud.mail.ru/public/1SdC/rrRPqfADQ
По учебнику задание: стр. 204 - 210 (до репризы)
Конспект (переписать в тетрадь):
Разработка. Раздел, посвященный развитию тем. Здесь происходит образная трансформация. В зависимости от замысла:
а) углубление контраста тем,
б) смысловое и мотивное сближение.
Темы используются в измененном, расчлененном виде (преимущественно, активная, легко членящаяся главная партия, кантиленные побочные меньше изменяются).
Тематизм:
Заданный порядок тем отсутствует.
Возможные следующие тематические планы разработок:
1) повторение плана экспозиции, «разработанная экспозиция» (Л. Бетховен. Сонаты № 14, № 23, ч.1),
2) материал главной партии - первая половина
материал побочной партии - вторая половина (Ф. Шопен. Соната h moll)
3) только тема главной партии (В. Моцарт. Симфония № 40, ч.1)
Общее правило: разработка начинается с воспроизведения начала или конца экспозиции (с главной партии или вступления).
Приемы развития:
- дробление,
- секвенцирование
- полифонические приемы: вертикальные и горизонтальные перестановки, преобразования тем (уменьшение, увеличение – А. Скрябин. Симфония № 3, ч. 1, главная партия, С. Рахманинов. Концерт № 2, ч.1, т.9), контрапункт тем (Ф. Шопен. Соната № 2 b moll), канонические секвенции (В. Моцарт. Симфония № 40, ч.4), фугато (П. Чайковский. Симфония № 6, 1 ч., С. Танеев. Симфония c moll), фуга (С. Рахманинов. Симфония № 3 ч.3).
Тональный план:
1. отсутствие в законченном виде тональностей экспозиции;
2. наиболее интенсивное модулирование в начале разработки и перед репризой.
Первая половина разработки - модуляции в S направлении.
Во второй половине преобладание D главной тональности.
Возможен ладовый контраст экспозиции и разработки.
Структура:
Сложение разработки из разделов:
1. вступительный
2. один или несколько основных
3. переходный с предыктом.
Признаки смены раздела:
1. изменение техники обработки материала
2. смена порядка чередования тональностей
3. перемена тематической основы.
XIX - XX вв. - принцип «динамических волн» (в сочетании со сменой фактуры).
Может быть введена новая тема (В. Моцарт. Соната № 12 F dur, Л. Бетховен. Соната № 5, ч.1, М. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила», П. Чайковский. Симфония № 6, 1 ч., А. Скрябин. Симфония № 3, ч.1).