дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

30.09 АМП Разработка сонатной формы

Преподаватель – Имаметдинова Елена Фатеговна

Для обратной связи - fategovna@mail.ru

 

Учебник – Способин Музыкальная форма. Скачать по ссылке - https://cloud.mail.ru/public/1SdC/rrRPqfADQ

По учебнику задание: стр. 204 - 210 (до репризы)

Конспект (переписать в тетрадь):

Разработка. Раздел, посвященный развитию тем. Здесь происходит образная трансформация.  В зависимости от замысла:

а) углубление контраста тем,

б) смысловое и мотивное сближение.

Темы используются в измененном, расчлененном виде (преимущественно, активная, легко членящаяся главная партия, кантиленные побочные меньше изменяются).

Тематизм:

Заданный порядок тем отсутствует.

Возможные следующие тематические планы разработок:

1)                повторение плана экспозиции, «разработанная экспозиция» (Л. Бетховен. Сонаты № 14,  № 23, ч.1),

2)                материал главной партии - первая половина

материал побочной партии - вторая половина (Ф. Шопен. Соната h moll)

3)                только тема главной партии (В. Моцарт. Симфония № 40, ч.1)

Общее правило: разработка начинается с воспроизведения начала или конца экспозиции (с главной партии или вступления).

Приемы развития:

- дробление,

- секвенцирование

- полифонические приемы: вертикальные и горизонтальные перестановки, преобразования тем (уменьшение, увеличение – А. Скрябин. Симфония № 3, ч. 1, главная партия, С. Рахманинов. Концерт № 2, ч.1, т.9), контрапункт тем (Ф. Шопен. Соната № 2 b moll), канонические секвенции (В. Моцарт. Симфония № 40, ч.4), фугато (П. Чайковский. Симфония № 6, 1 ч., С. Танеев. Симфония c moll), фуга (С. Рахманинов. Симфония № 3 ч.3). 

Тональный план:

1.     отсутствие в законченном виде тональностей экспозиции;

2.     наиболее интенсивное модулирование в начале разработки и перед репризой.

Первая половина разработки -  модуляции в S направлении.

Во второй половине преобладание D  главной тональности.

Возможен ладовый контраст экспозиции и разработки.

Структура:

Сложение разработки из разделов:

1.     вступительный

2.     один или несколько основных

3.     переходный с предыктом.

Признаки смены раздела:

1.     изменение техники обработки материала

2.     смена порядка чередования тональностей

3.     перемена тематической основы.

XIX - XX вв. - принцип «динамических волн» (в сочетании со сменой фактуры).

Может быть введена новая тема (В. Моцарт. Соната № 12 F dur, Л. Бетховен. Соната № 5, ч.1, М. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила», П. Чайковский. Симфония № 6, 1 ч., А. Скрябин. Симфония № 3, ч.1).