дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

26.05 АМП

Тема: Контрастно-составные формы.

Свободные и смешанные формы.

Свободные и смешанные формы

Получили распространение со второй четверти XIX века. Представляют собой одночастные (нециклические) формы, сочетающие в себе черты некоторых сложившихся типичных форм (например, сонатной и вариационной).

Применяются в симфонических поэмах, одночастных сонатах, концертах, увертюрах, фантазиях, рапсодиях, балладах и др.

Одна из причин их появления  -  стремление композиторов сделать музыкальную форму гибкой, способной более полно соответствовать индивидуальному содержанию произведения (часто программному). Большое распространение получают произведения, сочетающие черты лирики, драмы и эпоса (баллада), возникают новые сочетания форм, жанров, приемов развития, характерных для народной музыки со сложными формами и жанрами профессионального искусства (особенно в русской музыке).

Сочетание сонатности и вариационности.

Проникновение сонатности в вариационную форму:

у русских классиков двойные вариации часто строятся на двукратном сопоставлении крупных разделов (с возможной сменой тональности) и есть раздел, где более свободно развиваются обе темы. Таким образом, предпосылки сонатной формы становятся очевидными:

аа1а2а3     вв1в2в3                                             а4а5а6   в4в5в6

    I р.                       II р.                      R (а,в)                   IV р.          V р.

         контраст                                                        большее единство

В самом же развитии музыкального материала господствует вариационный метод («Камаринская» М. Глинки, «Исламей» М. Балакирева).

Иной характер соотношения вариационности и сонатности наблюдается в ряде крупных симфонических произведений Листа. В этих произведениях сонатная форма возникает из свободного варьирования, свободной трансформации не двух, а одной темы. Различные разделы сонатной формы (связующая партия, побочная партия, заключительная партия, разделы разработки, репризы) оказываются свободными вариациями главной темы. Контрастирование разделов при этом может быть сильным.

Принцип построения крупных разделов на преобразовании одной темы получил название монотематизма (Симфонические поэмы Ф. Листа «Тассо» и «Прелюды»).