дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

от смыка до И. Хандошкина

 

Народные истоки игры на музыкальных инструментах в России.

В Киевской Руси существовали военных оркестры при княжеских дружинах. Обширным инструментарием обладали скоморохи -  гусли, домры, прямые трубы, сопели и т. д.

Изображения смычковых инструментов в русских исторических памятниках XI—XVI в.в. (киевская и мелетовская фрески, миниатюры в рукописных книгах и т. д.). Находки при раскопках Новгорода. Древнейшее название русского смычкового инструмента - смык. Русский народный инструмент гудок.  

Скрипки появились в России около XVI века. Долгое время сосуществовала параллельно с гудком в народном музыкальном исполнительстве. Особой разновидностью стала русская трехструнная скрипка.
В XVII веке скрипка и виолончель («бас») появляются в русских крепостных оркестрах,

 

Рост потребности в отечественных музыкантах связан с появлением в России оперы и расширением оркестровой практики.


Первые выдающиеся русские музыканты-скрипачи – выходцы из крепостных.

Влияние народного искусства проявилось в импровизационной исполнительской манере. Крепостной И. А. Батов — основоположник русского скрипичного производства. Высокое качество его инструментов.
Вариации на русские песни — основной жанр сольной скрипичной литературы в России XVIII и первой половины XIX столетия.


Иван Хандошкин (1747—1804)—выдающийся русский скрипач и композитор, родоначальник русской смычковой культуры. Который прошел путь от оркестранта до прославленного концертанта. Хандошкин - виртуоз-исполнитель, композитор, дирижер, педагог, собиратель русских народных песен.

 

Исполнительское мастерство Хандошкина: сочетание глубокой содержательности его искусства с виртуозным владением скрипкой, широкий певучий звук,  яркое эмоциональное начало, блестящая смычковая техника. Использование приемов, связанных с народным музыкальным искусством: импровизационность, подражание гудку, балалайке. Педагогическая деятельность Хандошкина:  И. Ф. Яблочкин, знаменитый руссктий скрипач 18 века — один из виднейших его учеников.

 

Для обучения крепостных музыкантов в России были организованы инструментальные классы в Петербурге и Москве.
«Скрыпичная школа, или наставление играть на скрыпке», изданная в Петербурге в 1784 году — первое известное русское педагогическое сочинение в области смычкового искусства.

 

Начало XIX столетие называют “Золотым веком” русского искусства, потому сто художественные свершения того времени были поистине грандиозными.

В этот период происходит формирование русской классической музыки.

Как известно, два события стали решающими для формирования новых идей в искусстве. Первое - Отечественная война 1812 года, второе - восстание декабристов. Оба эти события с одной стороны создали предпосылки мужества, героизма, стойкости и величие духа простого народа, с другой стороны обнажило в народе “души прекрасные порывы”, жертвенность во имя любви. В истории русского искусства восстание декабристов проложило глубокий рубеж. Идеология декабристов послужила той почвой, на которой выросло творчество А.С. Пушкина. Пушкин накануне декабрьского восстания написал первую реалистическую народную трагедию “Борис Годунов”, Грибоедов - обличительную комедию “Горе от ума”, декабристские годы вызвали небывалый расцвет стихотворных жанров. В творчестве многих композиторов появляется новый герой – человек из народа.

В первый год нового столетия публикация “Слова о полку Игореве”, всколыхнула интерес к отечественной истории и фольклору.

Распространенным жанром в поэтическом и композиторском творчестве становится жанр русской песни. Веками накапливались в народе драгоценные родники музыкального искусства. Народное поэтическое и музыкальное творчество существовало еще в глубокой древности, и в нем отразилась вся жизнь и история народа: его обычаи и обряды, его труд и борьба за свободу, его надежды и мечты о лучшей жизни. Немало суровых, мужественных песен было создано в народе о Степане Разине, Емельяне Пугачеве и других руководителях крестьянских восстаний и войн.

 

Развитие профессионального композиторского творчества в России началось с изучения народной песни. Народная песня этого времени отличалась редким богатством и многообразием содержания. Век крепостничества и крестьянской войны породил в народе новые песни, чутко отображавшие тяжелую долю народа, его чаяния и освободительную борьбу.

Первые печатные сборники народных песен послужили прочной основой для композиторского творчества. Они обильно использовались в русской музыке конца XVIII - начала XIX века.

Начало XIX века – это время активного музицирования, формирования и расцвета русского бытового романса или городской песней, как его ещё называли. Он развивается под воздействием городского фольклора и отечественной поэзии. Русский бытовой романс того времени стал как бы лабораторией творческого переинтонирования, создания новой музыкальной стилистики. Русская и украинская мелодика, русские и западноевропейские танцевальные ритмы, речевая и декламационные интонации в вокальной музыке, отдельные “итальянизмы” и распространенные обороты немецкой, французской музыки - все это можно встретить в жанре бытового романса. Многие романсы этого времени бытовали как народные песни.

 

Стихи Жуковского, Батюшкова, Баратынского, Лермонтова и юного Пушкина, поэтов-декабристов и Дельвига - стали богатейшей почвой, на которой вырос русский романс. Именно в романсе формировались особенности русского музыкального языка, национального музыкального стиля.

Жемчужины этого жанра принадлежат перу А.А.Алябьева, А.Варламова, А. Гурилёва и , конечно, М.Глинки.

 

Свидетельством роста русской музыкальной культуры во второй четверти XIX века явилось творчество Алябьева, Варламова, Верстовского и Гурилева.

 

Алябьев А.А. (1787-1851)

Александр Александрович Алябьев родился в Тобольске. Как и многие его великие современники происходил из родовитой дворянской семьи, получил в детстве отличное и разностороннее образование. С юных лет проявил творческую одаренность. В 1812г. вступил добровольцем в гусарский полк, участвовал во многих сражениях, был ранен и награжден орденами за боевые заслуги. С 1823 года жил в Москве. Вместе с А.Н. Верстовским и Ф.Ч.Шольцем написал музыку пролога “Торжество муз” к открытию Большого театра. В 1825 г. был ложно обвинен в убийстве и сослан в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания. Причиной сурового приговора, по-видимому, явилась близость его к декабристским кругам. В 1828г. Алябьев был направлен в Тобольск. Здесь он руководил симфоническим оркестром и хоровым коллективом, выступал как дирижер и пианист. Он много пишет, несмотря на подорванное здоровье. С ним вошли в русский романс темы патриотизма, свободолюбия. Важным для него было общение с А.С. Грибоедовым, поэтами -декабристами, Даргомыжским.

Значительный вклад Алябьев внёс в камерно-инструментальную музыку. Им написано 3 струнных квартета, 2 фортепианных трио, фортепианный квинтет, квартеты и квинтеты для духовых инструментов, пьесы и циклы вариаций для разных инструментов, музыка к драматическим спектаклям, оперы “Лунная ночь или Домовые”, “Буря”, “Эдвин и Оскар”, “Рыбак и Русалка”, “Амалат-бек”.

Современник Глинки и Даргомыжского, Алябьев в своих лучших произведениях приближается к творческому методу этих композиторов. Многие его оперы не были поставлены, остались в рукописи. Особое место в творчестве Алябьева занимают “русские песни” и романсы-монологи. Автор знаменитого “Соловья” на слова Дельвига, Алябьев внес романтическую струю в русскую вокальную музыку.

Он один из первых композиторов, написавших большое число романсов ь на слова Пушкина (“Я вас любил”, “Пробуждение”, “Зимняя дорога” и др.). Особое место занимают романсы-монологи, связанные с темой одиночества, изгнания, тяжелых скитаний: “Иртыш”, “Вечерний звон”. В произведениях 40-х годов обращается к сюжетам социального значения: “Кабак”, “Изба”, “Деревенский сторож” на слова Н.П.Огарева, “Нищая” на слова Беранже, в которых показаны образы обездоленных. Эти песни подготовили новаторские произведения Даргомыжского (“Лихорадушка”) и Мусоргского (“Калистрат”, “Гопак”, “Трепак”).

Алябьев стремился к обновлению средств выразительности. Он развил декламационные элементы вокальной мелодии, повысил выразительное значение гармонии и фактуры, придал самостоятельное значение фортепианной партии романса.

 

Варламов А.Е. (1801-1848)

Александр Егорович Варламов - русский композитор, певец, педагог-вокалист и дирижер. Музыкальное образование получил в Петербургской придворной капелле, где был певчим и занимался у директора капеллы Д.С. Бортнянского.

В 1819 г. был назначен учителем певчих русской придворной капеллы в Голландии. Здесь началась его деятельность хорового дирижера, камерного певца и гитариста. В 1823г. возвратился в Петербург, работал учителем пения в театральной школе. В 1843г. он получил место “композитора музыки” и помощника капельмейстера императорских театров.

В 1833 г. он выпустил первый сборник романсов и песен и первое русское методическое руководство по вокальной педагогике “Полная школа пения”. Сам он был талантливым певцом, мастером кантилены, тонким и вдумчивым интерпретатором.

В историю русской музыки Варламов вошел как мастер романса. В его романсах нашли отражение образный строй русской народной песни, ее интонационные и ладовые особенности. Тонкое знание вокального искусства помогло ему создать яркие образцы русской кантилены, свободно льющиеся мелодии широкого дыхания. Большое влияние на стиль Варламова оказала манера исполнения певцов-цыган.

Варламов создал около 200 романсов и песен на стихи русских поэтов М.Ю. Лермонтова, А.Н.Плещеева, А.А. Фета, А.В. Кольцова и др.

Среди “русских песен” Варламова преобладают 2 жанра - лирическая протяжная и скорая плясовая. В протяжных песнях - мелодическая щедрость, пластичность вокальной мелодии, использование приемов русской народной песенности - вариантно-попевочное развитие, внутрислоговые распевы (“Ах ты время, времечко”, “Что ты рано, травушка”). Ко второму типу относятся песни активного ритма: “Вдоль по улице метелица метет”, “Соловьем залетным”.

Воздействие городского фольклора с типичными для него танцевальными ритмами сказалось в романсах “На заре ты ее не буди”, “Ты не пой, соловей”, “Не шей ты мне, матушка, красный сарасран” (слова Цыганова). Наряду с “Колокольчиком” Гурилева и “Соловьем” Алябьева романс “Не шей ты мне, матушка, красный сарафан” стал общенародным достоянием.

Близки к элегической лирике М.И.Глинки и А.С.Даргомыжского романсы Варламова “Одиночество”, “Горные вершины”. Драматический монолог “Напоминание”, “Грусть”, баллада “Оседлаю коня”, темпераментный романс на слова Лермонтова “Белеет парус одинокий” создали свою традицию в русской лирике и нашли отклик в творчестве А.С. Даргомыжского, П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова.

Основные произведения: Балеты “Забавы султана или Продавец невольников”, “Хитрый мальчик и людоед”, 200 романсов и песен, вокальные ансамбли, хоры, музыка к драматическим спектаклям.

Гурилев А.Л. (1803-1858)

Александр Львович Гурилев - русский композитор, скрипач, пианист педагог. Сын крепостного музыканта, родился в Москве. Музыке обучался под руководством отца. С юных лет играл в крепостном оркестре на скрипке и альте. В 1831 году вместе с отцом получил вольную. Становится известным как композитор, пианист и педагог. Тяжелые материальные условия и тяжелое психическое заболевание в последние годы жизни затрудняли его творческую деятельность. Но несмотря на это, им написано большое количество произведений.

Широк охват жанров в фортепианном наследии Гурилева - небольшие пьесы, концертные фантазии на темы из оперы Доницетти “Лукреция Борджиа”, фантазия на темы оперы Глинки “Иван Сусанин”, вариации на темы романсов Алябьева “Соловей, мой соловей”, Варламова “На заре ты ее не буди”, вариации на темы русских народных песен, полонез, 2 вальса, 5 мазурок и др. Большое разнообразие гармонических приемов, свободное владение техникой фортепианного письма, виртуозный размах дают основания говорить о Гурилеве как об одаренном композиторе, и как о тонком музыканте-исполнителе, превосходно владеющем фортепиано. Им написано много романсов на слова Ю.Лермонтова, А.Н. Кольцова, И. Макарова, Н. П. Грекова и других поэтов: Элегическими настроениями проникнуты песни “Колокольчик”, “Вьется ласточка”. Обаятельные образы девушек даны в песнях “Матушка-голубушка”, “Грусть девушки”, “Сарафанчик”. Все они отличаются жанровой определенностью, плавностью трехдольного движения в ритме вальса.

Лучшие романсы Гурилева перекликаются с лирикой Глинки и Даргомыжского. Влияние Глинки мы обнаруживаем в интонационных оборотах, типичных приемах восходящего скачка и его заполнения, опеваний центрального звука фигурами типа группетто и т. п.

Но в лучших романсах Гурилев раскрывает самые привлекательные стороны своего лирического дарования. Таковы его романсы “Вам не понять моей печали”, “Внутренняя музыка”, “Разлука”. Сближение с Даргомыжским видно в романсе на слова Лермонтова “И скучно, и грустно”. Декламационный склад мелодии, ее сжатый диапазон, выразительные речевые акценты придают музыке характер беседы с самим собой. Алябьев, Варламов, Гурилев во многом предугадали, подготовили будущий путь русского романса.

“Домик-крошечка”

В России происходит формирование неповторимо своеобразного русского вокального стиля, в котором соединились интонации и традиции народного пения с особенностями итальянской вокальной культуры бельканто, столь популярной в России. Каждый романс создаёт свой индивидуальный, легко запоминающийся образ, затрагивая самые чувствительные струны в сердце слушателя. Задушевность русского романса – его особая черта, идущая от искренности сопереживания автора своему лирическому герою, от свойств русской души.

Верстовский вошел в историю музыки как театральный композитор, автор романтических опер. Именно Верстовский возродил русскую оперу. В течение 10 лет не было создано ни одного значительного произведения в этом жанре. В своей лучшей опере “Аскольдова могила” он внес новые темы, образы и средства музыкально-драматической выразительности. Верстовский считается создателем баллады. Широко известны его баллады “Черная шаль” на слова А.С. Пушкина, “Три песни скальда”, “Бедный певец” на слова Жуковского.

Русские композиторы чутко откликались на запросы своего времени замечательными задушевными лирическими песнями, правдиво отражавшими чувства и стремления человека. Прислушиваясь к песням города и деревни, эти композиторы создали музыку, богатую по выразительным средствам и в то же время доступную всякому слушателю. Поэтому их лучшие песни стали любимыми для нескольких поколении русских людей.

В произведениях талантливых композиторов доглинкинской поры мы слышим отголоски тех чувств и мыслей, которые волновали сердца людей много лет тому назад. Но некоторые из этих творений сохранили общечеловеческое значение и сегодня находят отклик у советского слушателя. В этом проявляется сила подлинного искусства, вдохновленного любовью к человеку и потому вечно живого.