30.01. 2023 (2 урока)
Преподаватель – Печень Алла Петровна
Для обратной связи – pechen_alla@mail.ru
Задание
1. Конспект.
2. Задания для практических работ:
Л. Бетховен. 32 вариации
Тема 14
Вариационные формы. Общая классификация
Вариация (итал. «изменение»). Различаются вариационная форма и вариационный метод развития (вариационность), участвующий в построении других музыкальных форм. И форма вариаций, и вариационный метод развития - самые распространенные явления в музыкальном формообразовании.
Метод вариационного развития является одним из древнейших в музыке. Он на протяжении веков получал применение в различных жанрах и формах (от фольклорных куплетных песен до крупных композиций композиторов ХХ века). Применение метода вариационного развития ведёт к изменению, преобразованию исходного музыкального материала.
Под методом развития мы подразумеваем совокупность приемов
развития.
Основные способы (приёмы) варьирования таковы:
1. мелодическое (орнаментальное) варьирование;
2. гармоническое;
3. ритмическое;
4. фактурное (фигурационное);
5. тембровое;
6. структурное.
Варьирование приводит к количественному и качественному изменению музыкального материала. Заметим, что качественное преобразование предполагает коренное переосмысление образного содержания и жанровой основы материала, оно обозначается термином трансформация.
Вариационной формой называется музыкальная форма, состоящая из изложения темы и ряда её вариационных повторений.
Тема – это музыкальная мысль, а вариационная форма – это метод или определенный способ видоизменения музыкальной мысли. Каждая вариация должна отличаться от темы и других вариаций.
Существует следующая классификация вариационных форм:
1. Вариации на basso ostinato (или на выдержанный бас, «полифонические вариации»).
2. Вариации фигурационные (орнаментальные, «классические»).
3. Вариации на выдержанную мелодию (или на soprano ostinato, так наз. «глинкинские вариации»).
4.Вариации характерные и свободные.
5. Вариантная форма
Вариации на Basso ostinato
(или на выдержанный бас, «полифонические вариации»).
Bassoostinato – (итал. «упорный», «неизменный бас»).
Этот вид вариаций иногда называют полифоническими вариациями. Они были распространены в XVI – I половине XVIII века у И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, Г. Пёрселла, Дж. Витали. Вариации на basso ostinato исторически предшествовали строгим вариациям, в них сформировались характерные для классических вариаций приемы развития и 4 ограничения (сохранение неизменной тональности, темпа, метра, формы).
В основе вариаций на basso ostinato лежит одноголосная тема, проводимая в басу. Для темы basso ostinato характерно нисходящее диатоническое или хроматическое движение от I к V ступени, с последующим возвращением к I ступени. Например: Витали Чакона (фригийский оборот в мелодии). Л. Бетховен 32 вариации (хроматическое движение от I к V ступени). И.С, Бах Чакона (нисходящее движение с опеванием).
Тема постоянно проводится в басу, иногда ритмически варьируется, в некоторых вариациях тема может подниматься в один из верхних голосов. На тему баса могут накладываться контрапунктирующие голоса (в этом случае образуются полифонические вариации) или аккордовая последовательность (гармонические вариации). В процессе развития используются приемы фактурного, гармонического, тембрового варьирования.
Вариации на basso ostinato обычно насчитывают большое количество вариаций (их может быть около 30, и даже до 60). В отличие от строгих вариаций, развитие в вариациях на basso ostinato происходит непрерывно (они гармонически разомкнуты и не имеют законченной формы). Некоторые вариации могут включать не одну тему (И.С. Бах Чакона для скрипки соло). Вариации на basso ostinato не нашли применения в творчестве классиков и романтиков, за исключением Л. Бетховен 32 вариации, И. Брамс Четвертая симфония Финал (Чакона).
В ХХ веке произошло возрождение формы вариаций на basso ostinato (произведения Д. Шостаковича, П. Хиндемит Ludus tonalis, Р. Щедрин Basso ostinato, М. Скорик Бурлеска).