дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

23.01. 2023 (2 урока)

Преподаватель – Печень Алла Петровна

Для обратной связи – pechen_alla@mail.ru

 

Задание

1. Конспект.

2. Задания для практических работ:

А) Р. Шуман «Арабеска»

Б) С. Прокофьев «Болтунья»

В) С. Прокофьев «Джульетта-девочка»

3. Дополнительная литература. Способин с.178- 185

 

Тема 13

Рондо в творчестве композиторов-романтиков

Рондо в ХХ веке.

 

Рондо композиторов-романтиков

Р.Шумана, Ф. Шуберта, Ф. Шопена и др. отличаются следующими особенностями:

1. Усиление контраста между частями.

2. Укрупнение масштабов разделов формы, использование наряду с простыми – двойных форм.

3. Использование разнообразных подчиненных тональностей в эпизодах.

4. Каждый раздел формы рондо обладает индивидуализированным образным содержанием и является законченным этапом развития, разделы явно отчленены друг от друга. Благодаря индивидуализации образного содержания каждой части и относительной их законченности создается композиция, приближенная к циклической (сюита).

5. Акцент в композиции делается на принцип контраста, проявляющийся в эпизодах. Поскольку акцент делается на эпизоды, именно они составляют основное содержание формы рондо. Р. Шуман «Венский карнавал», I часть. Рондо.

6. Некоторые композиции рондо отличаются непрерывностью развития, при этом может изменяться рефрен (возможно сокращение масштабов, проведение рефрена в разных тональностях), а эпизоды приобретают разработочный характер.

Р. Шуман «Арабеска». Пятичастное рондо с точным повторением рефрена, эпизодами в трехчастных формых с особенностями, наличием связки и коды на новом тематическом материале (АВ–Связка–АСА–Кода на теме связки).

 

Рондо в творчестве композиторов II половины XIX – XX вв.

Форма рондо у композиторов этого периода отличается большей свободой, допускаются некоторые отклонения от закономерностей классического рондо:

1. Нарушается регулярность чередования частей (могут следовать друг за другом 2 эпизода или 2 проведения рефрена подряд, может быть допущено повторение некоторых эпизодов в форме);

2. При повторениях рефрена допускаются значительные изменения (тонально-гармонические, структурные);

3. Более свободный тональный план (используются далекие тональности);

4. Некоторые композиции пронизываются непрерывным движениям, в отдельных разделах образуются разработочные части (при этом, некоторые композиции рондо отличаются ясной расчлененностью на разделы). Разнообразие трактовок связано с тем, что композиторы применяют форму рондо в различных жанрах: в камерной вокальной музыке (А. Бородин «Спящая княжна», А. Даргомыжский «Свадьба»), в оперных сценах (М. Глинка Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила», Д. Кабалевский «Песня сборщиц винограда» из оперы «Кола Брюньон»), балет (И. Стравинский «Игра в карты», С. Прокофьев «Ромео и Джульетта»).

Приведем примеры произведений с яркими особенностями формы рондо:

С. Прокофьев «Болтунья» – проведения рефрена в разных тональностях; сцена «Джульетта-девочка» – проведение рефрена в разных тональностях, 2 эпизода следуют подряд.

В некоторых произведениях ХХ века преобразованная форма рондо связана с программностью (рефрен воплощает тему героя): Р. Штраус Симфонические поэмы «Дон Кихот», «Дон Жуан».

 В целом, форма рондо нашла широкое применение как форма самостоятельного произведения, а также в инструментальных циклических формах (финал в сонатно-симфоническом цикле) и в оперных сценах.

Рондообразные формы

Рондообразными называются формы, которые опираются на принцип рефренности, но не являются чистым рондо. В основе рондообразной формы, лежит, как правило, какая-либо типовая форма:

1) трех-пятичастная АВАВА;

2) двойная трехчастная форма АВА1В1А2,

3) сложная трехчастная форма, в которой I часть написана в простой контрастной трехчастной форме: А(ава) + С (трио или эпизод) + А ;

4) сонатная форма с повторением главной партии в коде (таковы финалы сонатно-симфонических циклов у классиков: Л. Бетховен, Симфония № 1, Финал).

Формы с добавочным рефреном

1. Простая трехчастная форма с добавочным рефреном (после каждой части простой трехчастной формы следует рефрен) ARBRAR.

2. Сложная трехчастная форма с добавочным рефреном ARBRAR. Моцарт В.А. Рондо в турецком стиле (Соната № 11, III часть) – сложная трехчастная форма с добавочным рефреном и кодой.

3. Рондо с добавочным рефреном характеризуется введением добавочного рефрена после каждого раздела (Д. Кабалевский «Песня сборщиц винограда» из оперы «Кола Брюньон»).

«Чётное рондо»

«Чётное рондо» отличается от обычного рондо началом: I частью рондо является не рефрен (как обычно), а эпизод. Вследствие этого в «чётном рондо» возникает чётное число частей BACADA. Форма «чётного рондо» связана с народно-песенной куплетной формой (с неизменным припевом).

Л. Бетховен Шесть экосезов (схема формы рондо BACADAEAFAGA).

Ф. Шопен Мазурка № 19 (BACA)