дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

12.12. 2022 (2 урока)

Преподаватель – Печень Алла Петровна

Для обратной связи – pechen_alla@mail.ru

 

Задание

1. Способин с.140- 151

2. Конспект.

3. Задания для практических работ:

А) Й.Гайдн Соната e-moll

Б) П. И. Чайковский «Баркарола»

В) М.И. Глинка.  Ноктюрн «Разлука»

Г)  А.С. Даргомыжский «Мне минуло 16 лет»

 

Урок 19-20.

Сложная трёхчастная форма. Общая характеристика.

Сложная трёхчастная форма – форма, состоящая из трёх разделов АВА, каждый из которых представляет простую форму.

А

В

А

1 раздел (I часть)

Экспозиция

2 раздел (II часть)

Средняя часть

3 раздел (III часть)

Реприза

Простая двух- или трёх частная формы

Простая двух- или трёх частная формы, период, или эпизод нестойчиво-срединного характера.

Повторение первого раздела.

Характерные свойства.

1.     Каждый из разделов представляет собой простую форму.

2.     Крайние разделы повторяются создавая репризную арку.

3.     Каждый из разделов относительно самостоятелен.

4.     Контраст между разделами (внешний – на основе сопоставления или оттеняющий).

5.     Способ изложения музыкальной мысли в большинстве случаев повествовательный. Крайние части преобладают над средней.

6.     Особенность сложной трёхчастной формы – относительно свободная форма изложения среднего раздела и варьированная или динамизированная реприза.

История возникновения:

1.     На основе сочетания 2-х танцев с повторением первого. Данный тип кристаллизовался в танцевальных жанрах. Например, И. Бах Английская сюита g-moll. Менуэт.

2.     Ведёт свое начало от арий dacapo? В творчестве композиторов XVIII века.

Область применения.

1.     Встречается как самостоятельная форма. Чаще в инструментальных пьесах.  В вокальной музыке встречается реже.

2.     Как часть циклической формы: Менуэты и скерцо в симфониях, сонатах, сюитах.

3.     Как форма оперных арий.

 

Содержательные возможности формы – связанны с историей происхождения формы.

1.     Отражения бытовых явлений, образов внешнего мира.

2.     Отражения различного характера, состояния героя – чувства, настроения.

Возвышенное-философское, трагичное – не свойственно этой форме. (Исключения – Шопен Ноктюрн с-moll).

Взаимосвязь крайних разделов и среднего Может быть основано на антитезе (мрак-свет, скерцо-песня)

В данной форме возможно наличие дополнительных разделов: внешние – вступление, кода; внутренние – связующий раздел.

Структура

Iраздел – Экспозиция.

Представляет собой полностью сформированный музыкальный образ, со всеми характерными чертами, средствами выразительности, с элементами развития. Простые 2-х, 3-хчастные формы, используемые в экспозиции – неконтрастны, замкнуты, завершены.

III раздел – Реприза.

Функция репризы – возвращение к началу, подчиняется законам симметрии.

СТРУКТУРНЫЕ разновидности:

1)    Без структурных изменений (точное повторение экспозиции)

2)    Сокращенная реприза (изложение небольшого раздела экспозиции). Неполная реприза.

3)    Расширенная реприза – встречается редко.

ФАКТУРНЫЕ разновидности:

1)    Статическая реприза (реприза dacapo)

2)    Варьированная

 

ДИНАМИЧЕСКИЕ разновидности:

1)    Динамизированная (1) мелодическое варьирование; 2) гармоническое варьирование; 3) ритмическое варьирование; 4) фактурное варьирование; 5) структурное варьирование).

2)    Динамическая  

 

Строения средней части. Характеристика трио

Вторая часть, имеющая простую двухчастную или трёхчастную форму, а иногда форму периода – называется трио (Trio) или эпизод. Название зависит от жанра. Срередина-трио используется в танцевальных жанрах, в остальных это будет средина-эпизод.

Встречаются и другие названия – Alternativo, Maggiore (если эта часть в мажоре, а главная тональность пьесы – минорная) и  Minore (осн. тон. мажорная).

Общие черты: середина контрастна по соотношениюк экспозиции. Это может быть контраст: образный, жанровый, фактурный, ладотональный, гармонический.

Для трио характерно конструктивное начало, для эпизода – процессуальное.

В конце XIX века происходит сближение характерных черт трио и эпизода.

Трио:

·        всегда имеет чёткую определенную структуру, прост 2-,3-хчастную форму, очень редко сложный период;

·        раздел замкнутый;

·        отсутствует динамика развития;

·        обычно за трио следует реприза dacapo статическая или варьированная.

Эпизод:

·        большая степень контраста по соотношению к экспозиции; контраст интонационный, ладовый, могут использоваться тональности далёкой степени родства.

·        наличие динамического развития, отсутствие четких разделов внутри, хотя черты 3-х, 2-ъ частности может сохраняться;

·        раздел разомкнутый (реже замкнутый);

·        наличие кульминации