12.12. 2022 (2 урока)
Преподаватель – Печень Алла Петровна
Для обратной связи – pechen_alla@mail.ru
Задание
1. Способин с.140- 151
2. Конспект.
3. Задания для практических работ:
А) Й.Гайдн Соната e-moll
Б) П. И. Чайковский «Баркарола»
В) М.И. Глинка. Ноктюрн «Разлука»
Г) А.С. Даргомыжский «Мне минуло 16 лет»
Урок 19-20.
Сложная трёхчастная форма. Общая характеристика.
Сложная трёхчастная форма – форма, состоящая из трёх разделов АВА, каждый из которых представляет простую форму.
А |
В |
А |
1 раздел (I часть) Экспозиция |
2 раздел (II часть) Средняя часть |
3 раздел (III часть) Реприза |
Простая двух- или трёх частная формы |
Простая двух- или трёх частная формы, период, или эпизод нестойчиво-срединного характера. |
Повторение первого раздела. |
Характерные свойства.
1. Каждый из разделов представляет собой простую форму.
2. Крайние разделы повторяются создавая репризную арку.
3. Каждый из разделов относительно самостоятелен.
4. Контраст между разделами (внешний – на основе сопоставления или оттеняющий).
5. Способ изложения музыкальной мысли в большинстве случаев повествовательный. Крайние части преобладают над средней.
6. Особенность сложной трёхчастной формы – относительно свободная форма изложения среднего раздела и варьированная или динамизированная реприза.
История возникновения:
1. На основе сочетания 2-х танцев с повторением первого. Данный тип кристаллизовался в танцевальных жанрах. Например, И. Бах Английская сюита g-moll. Менуэт.
2. Ведёт свое начало от арий dacapo? В творчестве композиторов XVIII века.
Область применения.
1. Встречается как самостоятельная форма. Чаще в инструментальных пьесах. В вокальной музыке встречается реже.
2. Как часть циклической формы: Менуэты и скерцо в симфониях, сонатах, сюитах.
3. Как форма оперных арий.
Содержательные возможности формы – связанны с историей происхождения формы.
1. Отражения бытовых явлений, образов внешнего мира.
2. Отражения различного характера, состояния героя – чувства, настроения.
Возвышенное-философское, трагичное – не свойственно этой форме. (Исключения – Шопен Ноктюрн с-moll).
Взаимосвязь крайних разделов и среднего Может быть основано на антитезе (мрак-свет, скерцо-песня)
В данной форме возможно наличие дополнительных разделов: внешние – вступление, кода; внутренние – связующий раздел.
Структура
Iраздел – Экспозиция.
Представляет собой полностью сформированный музыкальный образ, со всеми характерными чертами, средствами выразительности, с элементами развития. Простые 2-х, 3-хчастные формы, используемые в экспозиции – неконтрастны, замкнуты, завершены.
III раздел – Реприза.
Функция репризы – возвращение к началу, подчиняется законам симметрии.
СТРУКТУРНЫЕ разновидности:
1) Без структурных изменений (точное повторение экспозиции)
2) Сокращенная реприза (изложение небольшого раздела экспозиции). Неполная реприза.
3) Расширенная реприза – встречается редко.
ФАКТУРНЫЕ разновидности:
1) Статическая реприза (реприза dacapo)
2) Варьированная
ДИНАМИЧЕСКИЕ разновидности:
1) Динамизированная (1) мелодическое варьирование; 2) гармоническое варьирование; 3) ритмическое варьирование; 4) фактурное варьирование; 5) структурное варьирование).
2) Динамическая
Строения средней части. Характеристика трио
Вторая часть, имеющая простую двухчастную или трёхчастную форму, а иногда форму периода – называется трио (Trio) или эпизод. Название зависит от жанра. Срередина-трио используется в танцевальных жанрах, в остальных это будет средина-эпизод.
Встречаются и другие названия – Alternativo, Maggiore (если эта часть в мажоре, а главная тональность пьесы – минорная) и Minore (осн. тон. мажорная).
Общие черты: середина контрастна по соотношениюк экспозиции. Это может быть контраст: образный, жанровый, фактурный, ладотональный, гармонический.
Для трио характерно конструктивное начало, для эпизода – процессуальное.
В конце XIX века происходит сближение характерных черт трио и эпизода.
Трио:
· всегда имеет чёткую определенную структуру, прост 2-,3-хчастную форму, очень редко сложный период;
· раздел замкнутый;
· отсутствует динамика развития;
· обычно за трио следует реприза dacapo статическая или варьированная.
Эпизод:
· большая степень контраста по соотношению к экспозиции; контраст интонационный, ладовый, могут использоваться тональности далёкой степени родства.
· наличие динамического развития, отсутствие четких разделов внутри, хотя черты 3-х, 2-ъ частности может сохраняться;
· раздел разомкнутый (реже замкнутый);
· наличие кульминации