дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

05.12. 2022  (2 урока)

Преподаватель – Печень Алла Петровна

Для  обратной связи – pechen_alla@mail.ru

 

Задание

1.      Конспект.

2.      Задания для практических работ:

А) Бетховен   «К Элизе»

Б) Шопен. Ноктюрн b-moll

В) Глинка. Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила»

Г) Чайковский. Романс op. 73 «Мы сидели с тобой».

 

Урок 17-18

Сложная двухчастная форма

Основной признак сложной двухчастной формы – противопоставление двух контрастных сфер, преимущественно не содержащих репризного раздела. Область применения этой формы связана в первую очередь с вокальной музыкой, особенно с оперной, т. е. с претворением литературно-поэтического или сценического действия.

Существуют два вида сложной двухчастной формы.

1. Более редко она встречается в репризном варианте:

A ˅ B

а b c a1

Примеры – Andante сонаты C-dur для фортепиано № 16 Моцарта, Шопен, Мазурка № 14

Реприза в сложной двухчастной форме даётся как результат стремления осознать вторую часть в роли кульминационного момента и итога развития.

2. Гораздо чаще используется безрепризная сложная двухчастная форма.

A B

a b c d

Пример – Шопен Ноктюрн g-moll

В инструментальной музыке, где используется подобная форма, как правило, велико значение внемузыкальных факторов. Например, в упомянутом Ноктюрне Шопена это скрытая программность.

 

Разновидности сложной двухчастной формы

Как и в сложной трёхчастной форме, они возникают по линии упрощения и усложнения.

1. Упрощение создаёт промежуточный, неполный тип двухчастной формы. Здесь могут возникнуть два варианта:

а) вторая часть является периодом, а первая – простой формой: A b.

Такая разновидность встречается в вокальной музыке (примеры: Григ «Песня Сольвейг», Чайковский Романс op. 73 «Мы сидели с тобой», ариозо Лизы из оперы «Пиковая дама»).

б) первая часть – это период, а вторая часть – простая форма: a B (пример: Мусоргский «Песни и пляски смерти», «Серенада»).

 

2. Усложнение сложной двухчастной формы встречается довольно часто, особенно в оперных сценах. В этом случае форма приближается к двухчастной контрастно-составной композиции. Примеры: Глинка, опера «Руслан и Людмила», ария Руслана (I часть – сквозная свободная форма, II часть – полная сонатная форма), каватина Людмилы (I часть – простая двойная трёхчастная форма без последней репризы, II часть – сложная трёхчастная форма).