05.12. 2022 (2 урока)
Преподаватель – Печень Алла Петровна
Для обратной связи – pechen_alla@mail.ru
Задание
1. Конспект.
2. Задания для практических работ:
А) Бетховен «К Элизе»
Б) Шопен. Ноктюрн b-moll
В) Глинка. Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила»
Г) Чайковский. Романс op. 73 «Мы сидели с тобой».
Урок 17-18
Сложная двухчастная форма
Основной признак сложной двухчастной формы – противопоставление двух контрастных сфер, преимущественно не содержащих репризного раздела. Область применения этой формы связана в первую очередь с вокальной музыкой, особенно с оперной, т. е. с претворением литературно-поэтического или сценического действия.
Существуют два вида сложной двухчастной формы.
1. Более редко она встречается в репризном варианте:
A ˅ B
а b c a1
Примеры – Andante сонаты C-dur для фортепиано № 16 Моцарта, Шопен, Мазурка № 14
Реприза в сложной двухчастной форме даётся как результат стремления осознать вторую часть в роли кульминационного момента и итога развития.
2. Гораздо чаще используется безрепризная сложная двухчастная форма.
A B
a b c d
Пример – Шопен Ноктюрн g-moll
В инструментальной музыке, где используется подобная форма, как правило, велико значение внемузыкальных факторов. Например, в упомянутом Ноктюрне Шопена это скрытая программность.
Разновидности сложной двухчастной формы
Как и в сложной трёхчастной форме, они возникают по линии упрощения и усложнения.
1. Упрощение создаёт промежуточный, неполный тип двухчастной формы. Здесь могут возникнуть два варианта:
а) вторая часть является периодом, а первая – простой формой: A b.
Такая разновидность встречается в вокальной музыке (примеры: Григ «Песня Сольвейг», Чайковский Романс op. 73 «Мы сидели с тобой», ариозо Лизы из оперы «Пиковая дама»).
б) первая часть – это период, а вторая часть – простая форма: a B (пример: Мусоргский «Песни и пляски смерти», «Серенада»).
2. Усложнение сложной двухчастной формы встречается довольно часто, особенно в оперных сценах. В этом случае форма приближается к двухчастной контрастно-составной композиции. Примеры: Глинка, опера «Руслан и Людмила», ария Руслана (I часть – сквозная свободная форма, II часть – полная сонатная форма), каватина Людмилы (I часть – простая двойная трёхчастная форма без последней репризы, II часть – сложная трёхчастная форма).