дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

28.11. 2022  (2 урока)

Преподаватель – Печень Алла Петровна

Для  обратной связи – pechen_alla@mail.ru

1.     Способин. Анализ музыкальных форм - стр. 120-138  https://cloud.mail.ru/public/P4xZ/uarNRrUf3

2.     Конспект.

3.     Задания для практических работ:

А) Бетховен. Сонанта ор.2 № 1 Менуэт

Б) Бетховен. Сонанта ор.2 № 1 Трио

В) Шопен Прелюдия № 11

Г) Шуман «Карнавал» «Valsenoble»

 

Урок 15-16

Тема – Простая трёхчастная форма.

Простая трёхчастная форма – форма состоящая из трех разделов, каждый из которых представляет собой структуру не больше чем период.

Происхождение:

Если в эпоху музыкального барокко эталонной былаформа из двух частей, то музыкальная классика, аккумулировавшая нормы чистой, абсолютной музыки,ознаменовалась введением в качестве эталона зеркально симметричной формы из трех частей. Совершенствотрехчастной формы объясняется ее исторически сложившимися семантическими источниками, наиболее полновыраженными во французском и немецком Просвещении. От французской эстетики идет архитектоническая идея симметричной стройности и завершенности, подобно зданию с двумя крылами, туловищу с двумя руками(сравнения Монтескье). От немецких установок на мысль, идею («Гамбургская драматургия» Лессинга) идетриторическая трактовка трехчастной формы: А - изложение мысли, В анализ, обсуждение мысли, А (репризное) возвращение и утверждение первоначальной мысли. Различаются два вида простой трехчастной  формы - однотемная и двухтемная.

 

Кроме того, имеются формы двойная и тройная трехчастная. Простая трехчастная форма весьма часто имеет коду и весьма редко — вступление.

 

Области применения данной формы: инструментальная миниатюра (прелюдии, этюды, ноктюрны, пьесы с программными названиями, части фортепианных сюит и других циклов), часть более крупной формы (сложной трехчастной, рондо, вариаций, сонатной), номер классического балета (у Чайковского, Глазунова).

 

 

Разделы формы

Вступление к простой трехчастной форме может указывать на повестзовательно-балладный характер пьесы: Шопен. Прелюдия cis-moll №25 (5 тт.), Шопен. Ноктюрн cis-moll ор. posth., (4 тт.).

Экспозиция простой трехчастной формы представляет собой период любой структуры: полный период, предложение в функции периода, период простой или двойной, из двух или большего числа предложений, единого строения, повторной и неповторной структуры, квадратный или неквадратный, однотональный или модулирующий, почти всегда замкнутый кадансом (полным, иногда половинным) или гармонически незавершенный, элементарный или развитой, повторенный – знаком репризы или выписан  отдельно с фактурным варьированием.

Тема должна быть логически оформлена – внутренне и внешне. Может состоять из контрастных элементов. В большей степени однородна.

Середина - гармонически неустойчивый раздел, начинающийся на неустойчивой гармонии или в подчиненной тональности, заканчивающийся половинным кадансом или доминантовым предыктом.

По тематическому наполнению различают:

1)    Неконтрастная или однотомная (излагается или развивается экспозиционный тематический материал).

2)    Контрастная или двухтемная (встречается редко).

3)    Смешанного типа (на ряду с тематическим материалом экспозиционного раздела используется новый материал не оформленный в тему).

4)    Средний раздел без ярко выраженного тематического материала, как связка к репризе.

Гармонические особенности:

1)    Излагается в основой тональности.

2)     Излагается в новой тональности.

3)    Может сохранить основную тональность, но не выявлять тонику, создавая гармоническую неустойчивость.

 

Реприза – повторение – о восстановление исходной экспозиции, возвращение к исходному но на более высоком уровне.

Структурные разновидности репризы.

1)    С сохранением структуры экспозиции.

2)    Расширенная реприза.

3)    Сокращённая реприза (из экспозиционного раздела повторяется только одно предложение).

4)    Сжатая реприза (реприза с нарушением основной структуры может представлять собой неделимый период).

Фактурные разновидности

1)    Статическая (полное повторение экспозиции без изменений)

2)    Варьированная (с сохранением структуры и динамики, и изменением, усложнением фактуры- дублировка голосов, дополнительные голоса).

Динамические разновидности

1)    Точка золотого сечения, связанная с кульминацией в начале репризы, что в свою очередь связанно с изменением динамики.

2)    Динамическая реприза – изменение фактуры и динамики, струткуры.

 

Разновидности формы

Развивающая трёхчастная АА1А

Контрастная трёхчастная АВА

Безрепризная (нерепризная) АВС

Трёхпятичастная – АВАВА (Где АВ – точное повторение, если при повторении середины и репризы возникают тональные и фактурные изменения форма называется двойная трехчастная)