28.11. 2022 (2 урока)
Преподаватель – Печень Алла Петровна
Для обратной связи – pechen_alla@mail.ru
1. Способин. Анализ музыкальных форм - стр. 120-138 https://cloud.mail.ru/public/P4xZ/uarNRrUf3
2. Конспект.
3. Задания для практических работ:
А) Бетховен. Сонанта ор.2 № 1 Менуэт
Б) Бетховен. Сонанта ор.2 № 1 Трио
В) Шопен Прелюдия № 11
Г) Шуман «Карнавал» «Valsenoble»
Урок 15-16
Тема – Простая трёхчастная форма.
Простая трёхчастная форма – форма состоящая из трех разделов, каждый из которых представляет собой структуру не больше чем период.
Происхождение:
Если в эпоху музыкального барокко эталонной былаформа из двух частей, то музыкальная классика, аккумулировавшая нормы чистой, абсолютной музыки,ознаменовалась введением в качестве эталона зеркально симметричной формы из трех частей. Совершенствотрехчастной формы объясняется ее исторически сложившимися семантическими источниками, наиболее полновыраженными во французском и немецком Просвещении. От французской эстетики идет архитектоническая идея – симметричной стройности и завершенности, подобно зданию с двумя крылами, туловищу с двумя руками(сравнения Монтескье). От немецких установок на мысль, идею («Гамбургская драматургия» Лессинга) идетриторическая трактовка трехчастной формы: А - изложение мысли, В – анализ, обсуждение мысли, А (репризное) – возвращение и утверждение первоначальной мысли. Различаются два вида простой трехчастной формы - однотемная и двухтемная.
Кроме того, имеются формы двойная и тройная трехчастная. Простая трехчастная форма весьма часто имеет коду и весьма редко — вступление.
Области применения данной формы: инструментальная миниатюра (прелюдии, этюды, ноктюрны, пьесы с программными названиями, части фортепианных сюит и других циклов), часть более крупной формы (сложной трехчастной, рондо, вариаций, сонатной), номер классического балета (у Чайковского, Глазунова).
Разделы формы
Вступление к простой трехчастной форме может указывать на повестзовательно-балладный характер пьесы: Шопен. Прелюдия cis-moll №25 (5 тт.), Шопен. Ноктюрн cis-moll ор. posth., (4 тт.).
Экспозиция простой трехчастной формы представляет собой период любой структуры: полный период, предложение в функции периода, период простой или двойной, из двух или большего числа предложений, единого строения, повторной и неповторной структуры, квадратный или неквадратный, однотональный или модулирующий, почти всегда замкнутый кадансом (полным, иногда половинным) или гармонически незавершенный, элементарный или развитой, повторенный – знаком репризы или выписан отдельно с фактурным варьированием.
Тема должна быть логически оформлена – внутренне и внешне. Может состоять из контрастных элементов. В большей степени однородна.
Середина - гармонически неустойчивый раздел, начинающийся на неустойчивой гармонии или в подчиненной тональности, заканчивающийся половинным кадансом или доминантовым предыктом.
По тематическому наполнению различают:
1) Неконтрастная или однотомная (излагается или развивается экспозиционный тематический материал).
2) Контрастная или двухтемная (встречается редко).
3) Смешанного типа (на ряду с тематическим материалом экспозиционного раздела используется новый материал не оформленный в тему).
4) Средний раздел без ярко выраженного тематического материала, как связка к репризе.
Гармонические особенности:
1) Излагается в основой тональности.
2) Излагается в новой тональности.
3) Может сохранить основную тональность, но не выявлять тонику, создавая гармоническую неустойчивость.
Реприза – повторение – о восстановление исходной экспозиции, возвращение к исходному но на более высоком уровне.
Структурные разновидности репризы.
1) С сохранением структуры экспозиции.
2) Расширенная реприза.
3) Сокращённая реприза (из экспозиционного раздела повторяется только одно предложение).
4) Сжатая реприза (реприза с нарушением основной структуры может представлять собой неделимый период).
Фактурные разновидности
1) Статическая (полное повторение экспозиции без изменений)
2) Варьированная (с сохранением структуры и динамики, и изменением, усложнением фактуры- дублировка голосов, дополнительные голоса).
Динамические разновидности
1) Точка золотого сечения, связанная с кульминацией в начале репризы, что в свою очередь связанно с изменением динамики.
2) Динамическая реприза – изменение фактуры и динамики, струткуры.
Разновидности формы
Развивающая трёхчастная АА1А
Контрастная трёхчастная АВА
Безрепризная (нерепризная) АВС
Трёхпятичастная – АВАВА (Где АВ – точное повторение, если при повторении середины и репризы возникают тональные и фактурные изменения форма называется двойная трехчастная)