дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

21.11. 2022  (2 урока)

Преподаватель – Печень Алла Петровна

Для  обратной связи – pechen_alla@mail.ru

1.     Способин. Анализ музыкальных форм - стр. 104-199 https://cloud.mail.ru/public/P4xZ/uarNRrUf3

2.     Конспект.

3.     Задания для практических работ:

А) В. Моцарт. Соната №11 A-durKV 331, ч.1, тема Соната A-dur, I часть, Тема.

Б) Ф. Шуберт «В путь»

В) Л. Бетховен. Оп.2 №2, ч. II

Г) Р. Шуман «Эвзебий»

 

 

Урок 13-14

Тема – Простая двухчастная форма.

Простыми называются двухчастная и трехчастная формы, первая часть которых представляет собой период, а остальные не содержат более сложных структур. «Песенными» они именуются благодаря жанровым
связям с песнями и танцами, выражающимся в характере тематизма и симметрии структур. Более «песенной» является простая двухчастная форма, в то время как простая трехчастная – более универсальна по содержанию и
самостоятельна по своей логике.

Область применения той и другой формы в инструментальной музыке: часть более крупной формы – сложной трехчастной, рондо, вариационной, сонатной, – и форма пьес-миниатюр, начиная с танцев.

Простая двухчастная форма

Простая двухчастная форма- фора состоящая из из 2-х разделов каждая из которых представляет собой структуру не больше чем период.

 

История происхождения – кристаллизовалась в народно-песенном творчестве (заев- припев), танцевальных жанрах («два колена»).

 

Область применения

·        Как самостоятельная форма в инструментальной музыке встречается редко (Скрябин Прелюдия № 10). В вокальных жанрах встречается часто, так как применение данной формы связанно с текстом (Чайковский «Растворил я окно», Глинка «Не искушай»).

·        Как часть более крупной формы. В инструментальной музыке встречается довольно часто (как разел сложной 2-х,3-х частных, рондо, тема вариаций).

 

Функции разделов.

1 радел (НЕ ЧАСТЬ!) – Период. Экспозиция – экспонирование темы, экспонирование образа,  всех выразительных средств. Поэтому – всегда структурно и логически оформлена. Представляет собой период – повторного, повторно-продолженного, продолженного типа. Экспозиционный раздел – замкнутый, однотональный или модулирующий, редко – разомкнутый.

 

2 раздел – Период.

А) развивает тематический материал 1 раздела, имеющий продолжение с самостоятельным завершением.

Б) продолжает развитие 1 раздела с репризированием.

В) контрастирует с 1 разделом. Контраст – сопоставление, или дополнение, или на основе использования нового тематического материала.

Гармоническое строение:

·        Может быть изложен в основной тональности.

·        Может начинаться в новой тональности, а завершаться в основной.

Структурные разновидности:

·        Период с чёткой и ясной структурой, встречается в произведениях, где второй период основан на новом материале. Или в отдельных случаях может быть там, где 2-й тематический материал основывается на экспозиции.

·        Раздел – типа развития, но с завершением подобно развивающей средине простой 3-хчастной форме, но замкнутой.

·        Развитое дополнение.

 

Разновидности двухчастной формы

Разновидности двухчастной формы связанны с тематическим материалом второго раздела – определённым типом репризирования.

Она имеет две разновидности  - безрепризную и репризную. Существует и двойная двухчастная форма.

 

Безрепризная - простая двухчастная форма со схемой AB особенно непосредственно определяема песенно-танцевальными прототипами, с соотношением частей наподобие запева и припева, танца и ритурнеля. В такой форме нередко образуется связанная с народными истоками масштабно-тематическая структура «пара периодичностей»:

 

1 ч.

2 ч.

а а

b b

 

 

 

 

Репризная простая двухчастная форма имеет структуру а а | b а  –––

где во втором разделе звучит повтор одного предложения, из 1 раздела, иногда расширенного. 2-я ч. в этом типе формы не образует периода. Помимо наличия функции репризы форма примечательна наличием функции середины (b) в так называемой «третьей четверти формы», представляющей собой «зону золотого сечения». Логическому объединению такой формы служит возникновение в ней масштабно-тематической структуры «дробление с замыканием» со схемой типа 4 4 | 2 2 4. («Дробление с замыканием» может составлять структуру и периода, и предложения). Двухчастная репризная форма типична для венских классиков, у которых она входит как составная часть в более крупную форму, тема для вариаций, главная тема финалов сонат и симфоний, рефрен рондо, часть сложной трехчастной формы.