21.11. 2022 (2 урока)
Преподаватель – Печень Алла Петровна
Для обратной связи – pechen_alla@mail.ru
1. Способин. Анализ музыкальных форм - стр. 104-199 https://cloud.mail.ru/public/P4xZ/uarNRrUf3
2. Конспект.
3. Задания для практических работ:
А) В. Моцарт. Соната №11 A-durKV 331, ч.1, тема Соната A-dur, I часть, Тема.
Б) Ф. Шуберт «В путь»
В) Л. Бетховен. Оп.2 №2, ч. II
Г) Р. Шуман «Эвзебий»
Урок 13-14
Тема – Простая двухчастная форма.
Простыми называются двухчастная и трехчастная формы, первая часть которых представляет собой период, а остальные не содержат более сложных структур. «Песенными» они именуются благодаря жанровым
связям с песнями и танцами, выражающимся в характере тематизма и симметрии структур. Более «песенной» является простая двухчастная форма, в то время как простая трехчастная – более универсальна по содержанию и
самостоятельна по своей логике.
Область применения той и другой формы в инструментальной музыке: часть более крупной формы – сложной трехчастной, рондо, вариационной, сонатной, – и форма пьес-миниатюр, начиная с танцев.
Простая двухчастная форма
Простая двухчастная форма- фора состоящая из из 2-х разделов каждая из которых представляет собой структуру не больше чем период.
История происхождения – кристаллизовалась в народно-песенном творчестве (заев- припев), танцевальных жанрах («два колена»).
Область применения
· Как самостоятельная форма в инструментальной музыке встречается редко (Скрябин Прелюдия № 10). В вокальных жанрах встречается часто, так как применение данной формы связанно с текстом (Чайковский «Растворил я окно», Глинка «Не искушай»).
· Как часть более крупной формы. В инструментальной музыке встречается довольно часто (как разел сложной 2-х,3-х частных, рондо, тема вариаций).
Функции разделов.
1 радел (НЕ ЧАСТЬ!) – Период. Экспозиция – экспонирование темы, экспонирование образа, всех выразительных средств. Поэтому – всегда структурно и логически оформлена. Представляет собой период – повторного, повторно-продолженного, продолженного типа. Экспозиционный раздел – замкнутый, однотональный или модулирующий, редко – разомкнутый.
2 раздел – Период.
А) развивает тематический материал 1 раздела, имеющий продолжение с самостоятельным завершением.
Б) продолжает развитие 1 раздела с репризированием.
В) контрастирует с 1 разделом. Контраст – сопоставление, или дополнение, или на основе использования нового тематического материала.
Гармоническое строение:
· Может быть изложен в основной тональности.
· Может начинаться в новой тональности, а завершаться в основной.
Структурные разновидности:
· Период с чёткой и ясной структурой, встречается в произведениях, где второй период основан на новом материале. Или в отдельных случаях может быть там, где 2-й тематический материал основывается на экспозиции.
· Раздел – типа развития, но с завершением подобно развивающей средине простой 3-хчастной форме, но замкнутой.
· Развитое дополнение.
Разновидности двухчастной формы
Разновидности двухчастной формы связанны с тематическим материалом второго раздела – определённым типом репризирования.
Она имеет две разновидности - безрепризную и репризную. Существует и двойная двухчастная форма.
Безрепризная - простая двухчастная форма со схемой AB особенно непосредственно определяема песенно-танцевальными прототипами, с соотношением частей наподобие запева и припева, танца и ритурнеля. В такой форме нередко образуется связанная с народными истоками масштабно-тематическая структура «пара периодичностей»:
1 ч. |
2 ч. |
а а |
b b |
Репризная простая двухчастная форма имеет структуру а а | b а –––
где во втором разделе звучит повтор одного предложения, из 1 раздела, иногда расширенного. 2-я ч. в этом типе формы не образует периода. Помимо наличия функции репризы форма примечательна наличием функции середины (b) в так называемой «третьей четверти формы», представляющей собой «зону золотого сечения». Логическому объединению такой формы служит возникновение в ней масштабно-тематической структуры «дробление с замыканием» со схемой типа 4 4 | 2 2 4. («Дробление с замыканием» может составлять структуру и периода, и предложения). Двухчастная репризная форма типична для венских классиков, у которых она входит как составная часть в более крупную форму, тема для вариаций, главная тема финалов сонат и симфоний, рефрен рондо, часть сложной трехчастной формы.