дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

    1. Конспект

Тема 1.

Музыкальная форма как процесс

Понятие о музыкальной драматургии. Жанр. Стиль. Принципы развития в музыкальной ткани. Функции частей в музыкальной форме. Типы  изложения.

Урок 1.»Музыкальная форма. Понятие музыкальной драматургии»

Единство содержания и формы в музыкальном произведении. Содержание - художественное отражение в произведении общественно - исторической действительности, типических человеческих характеров, мыслей, чувств, переживаний.

 Музыкальная форма в широком и тесном смысле. В широком смысле - целостная, организованная система музыкальных средств, примененная для воплощения содержания произведения: все жанровые средства, все мелодические, гармонические, ритмические обороты, модуляции, тембры, динамические оттенки, типы фактуры, пропорции частей, организованные в данном произведении в единую, целостную систему средств для передачи содержания. В тесном смысле -  композиционная форма, структура (строение) какого либо одного, конкретного произведения или исторически сложившиеся типы структур -  сонатная форма, рондо и т.д.).

Музыкальная драматургия - план распределения образов в музыкальном произведении, план их взаимодействия, создающий музыкальный сюжет произведения. Типы музыкальной драматургии - одно-, двух-, трехэлементный, многоэлементный. Соотношение образов: однородный тип - образы близки между собой (рондо французских клавесинистов, вторая часть Сонаты А. Скрябина №4); контрастный тип - образы противопоставлены друг другу. Три типа контраста: контраст-сопоставление  - контраст относительно близких образов (симфонии и сонаты Й. Гайдна), производный контраст - контраст образов при интонационной общности (симфонии и сонаты Л. Бетховена), коренной контраст - резкое противопоставление взаимоисключающих образов (Первая часть Симфонии №7 Д. Шостаковича: между экспозицией и разработкой. Баллада №2 Ф. Шопена: первый и второй образы).

 

Урок 2. Жанр. Стиль

Музыкальный жанры - роды и виды музыки, исторически сложившиеся в связи с определенными типами содержания музыки, в связи с ее жизненными назначениями, различными социальными функциями, различными условиями исполнения и восприятия (определение Л. Мазеля (1,18).

 Вопрос классификации жанров. Первичные и вторичные жанры. Первичные - формируются в народном творчестве и древних ритуальных действах (песня, танец, марш, хорал, (как символ общинной эмоции), музыкальная декламация и речитативность (плачи, причеты, псалмодии в ритуальной музыке), сигнальные жанры (фанфары, колокола). Разделение родовых жанров на видовые: песня - лирическая, хороводная, протяжная, повествовательная, коллективная, сольная и т.д. Вторичные - жанры профессиональной музыки. Родовые жанры: вокальная музыка, инструментальная музыка, вокально-инструментальная музыка, музыка для театра (от оперы и балета до музыки к театральному спектаклю и кино), электро-акустическая музыка, электронно-инструментальная музыка, аудио-визуальные жанры (инструментальный театр). Более мелкое деление на родовые подвиды: инструментальная музыка - симфоническая, ансамблевая, сольная, фортепианная и т.д. Количество видовых жанров (внутри каждого из родовых) вряд ли может быть точно определено.

Существенность выяснения жанровой природы того или иного произведения или отрывка для раскрытия содержания музыки. Очень часто определения жанра уже само по себе говорит о типе содержания (например, траурный марш, колыбельная, серенада); активность, воля и героика связаны с жанром марша, с сигнальными формулами, лирические темы - с песней, романсом.

В различных жанрах вырабатываются типичные для этих жанров средства (жанровые средства) - ритмические обороты, формы аккомпанемента, мелодические фигуры, виды фактуры: пунктирный маршевый ритм, типичная формула вальсового аккомпанемента, раскачивающиеся мелодические фигуры колыбельной песни, типичная аккордовая фактура хорала. Жанровые средства и жанры влияют друг на друга, по-разному сочетаясь в разных произведениях. Они несут в себе шлейф закрепленного за ними содержания.

Излюбленные жанры в творчестве композиторов: песня у Шуберта, хорал и речитатив у Баха, Бетховена, Шопена, Листа, Малера, Шостаковича, марш у Бетховена, Шумана, Листа, Малера, Шостаковича, мазурка у Шопена, вальс у Шопена, Чайковского, Глинки, Штрауса, блюз у Гершвина, регтайм у Стравинского.

 

Стиль в музыке. Различные точки зрения на определение стиля: Михайлов - совокупность художественных приемов и средств выразительности, характерная для той или иной эпохи, композитора, группы произведений. Мазель включает в понятие стиля и определенную образность, идеи, содержание.